ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПО УКАЗАНИЮ ЛОГОПЕДА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И УПРАЖНЕНИЙ РЕБЕНКОМ.

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОВТОРЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ:

- ОСКАЛИТЬ ЗУБЫ, ВЫСУНУТЬ ЯЗЫК, ПОТОМ ШИРОКО ОТКРЫТЬ РОТ;

- ШИРОКО ОТКРЫТЬ РОТ, ДОТРОНУТСЯ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ДО НИЖНИХ ЗУБОВ, ПОТОМ ПОДНЯТЬ КОНЧИК ЯЗЫЧКА К ВЕРХНИМ ЗУБАМ И ЗАТЕМ ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ ГУБУ.

- ПОЛОЖИТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК НА ГУБУ, ЗАГНУВ КОНЧИК ЯЗЫКА, ЧТО БЫ ПОЛУЧИЛАСЬ >, ЗАНЕСТИ ЭТУ ЧАШЕЧКУ В РОТ.

- ШИРОКО РАСКРЫТЬ РОТ, КАК ПРИ ЗВУКЕ [ А ], РАСТЯНУТЬ ГУБЫ В УЛЫБКУ, ВЫТЯНУТЬ В ТРУБОЧКУ.

- ШИРОКО РАСКРЫТЬ РОТ, ПОТОМ ПОПРОСИТЬ ПОЛУЗАКРЫТЬ И ЗАКРЫТЬ ЕГО.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОВТОРЕНИИ ЗВУКОВЫХ РЯДОВ. НАДО ПОВТОРИТЬ ЗВУКОВОЙ РЯД НЕСКОЛЬКО РАЗ ( ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ ИЗМЕНЯЕТСЯ ):

- А-И-У >>,   У-И-А >>;

- О-И-А >>,  А-О-И  >>;

- Ы-О-Э >>,  Э-Ы-О >>;

- У-О-А  >>,  О- А-О  >>;

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОВТОРЕНИИ СЛОГОВЫХ РЯДОВ ( ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЛОГОВ МЕНЯЕТСЯ ):

- КА-ПА-ТА >>,   >;

- ПЛА-ПЛО-ПЛУ >>;

- РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ >>;

- СИЛА- ВЗМА-ЗДРА >>.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ. ЛОГОПЕД ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ АГНИИ БАРТО >, >, >, ПРЕДЛАГАЕТ ПОВТОРИТЬ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПРОВОДИТСЯ ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ. В ПРОЦЕССЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ЗАМЕНЕ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ДРУГИМ, В ПОИСКЕ АРТИКУЛЯЦИИ, > НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, ИНЕРТНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАРУШЕНИИ ПЛАВНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАПРЯЖЕННОСТЬЮ ЯЗЫКА, ПОДЕРГИВАНИЕМ ЯЗЫКА, НЕ УМЕНИЕМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ПОЗЫ НА ДРУГУЮ, С ОДНОЙ ФОНЕМЫ НА ДРУГУЮ И С ОДНОГО ЗВУКОВОГО РЯДА НА ДРУГОЙ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ. ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ 1 БАЛЛ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

ЗА 1 ЗАДАНИЕ - 5 БАЛЛОВ;

ЗА 2 ЗАДАНИЕ - 4 БАЛЛА;

ЗА 3 ЗАДАНИЕ - 4 БАЛЛА;

ЗА 4 ЗАДАНИЕ - 3 БАЛЛА.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, МЕНЕЕ 2 БАЛЛОВ).

РЕБЕНКУ ДВИЖЕНИЯ ЯЗЫКА НЕ УДАЕТСЯ; НАРУШЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ЗАМЕНЕ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ДРУГИМ, В ПОИСКЕ АРТИКУЛЯЦИИ, В ЗАСТРЕВАНИИ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, ИНЕРТНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАРУШЕНИИ ПЛАВНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАПРЯЖЕННОСТИ ЯЗЫКА. НЕ УМЕНИЕМ ПЕРЕКЛЮЧАТСЯ С ОДНОЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ПОЗЫ НА ДРУГУЮ, С ОДНОЙ ФОНЕМЫ НА ДРУГУЮ И С ОДНОГО ЗВУКОВОГО РЯДА НА ДРУГОЙ. ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ИМЕЮТСЯ СОПУТСТВУЮЩИЕ, НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ОТМЕЧАЕТСЯ САЛИВАЦИЯ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ.

 ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, 7-3 БАЛЛА ).

У РЕБЕНКА ДВИЖЕНИЯ ЯЗЫКА НЕТОЧНЫЕ; НАРУШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ЧАСТЫХ, НО НЕ ПОСТОЯННЫХ ЗАМЕНАХ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ДРУГИМ, В ПОИСКЕ АРТИКУЛЯЦИИ, В ЗАСТРЕВАНИИ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, ИНЕРТНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАРУШЕНИИ ПЛАВНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАПРЯЖЕННОСТЬЮ ЯЗЫКА, ПОДЕРГИВАНИЕМ ЯЗЫКА, В ИМЕЮЩИХ МЕСТО НЕРЕГУЛЯРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ПОЗЫ НА ДРУГУЮ, С ОДНОЙ ФОНЕМЫ НА ДРУГУЮ И С ОДНОГО ЗВУКОВОГО РЯДА НА ДРУГОЙ. ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ИМЕЮТСЯ СОПУТСТВУЮЩИЕ, НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ОТМЕЧАЕТСЯ САЛИВАЦИЯ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ, 11-18 БАЛЛОВ ).

У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ДИАГНОСТИРУЮТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ, НО ЯВНЫХ НАРУШЕНИЙ И НЕГО НЕТ. ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ, СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ, ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ПРИ ПОВТОРНЫХ ДВИЖЕНИЯХ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, 14-12 БАЛЛОВ ),

У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАНА ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ, ОДНАКО ИМЕЕТ МЕСТО НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОБЪЕМА ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ. ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА НЕТ СИНКИНЕЗИЙ, ГИПЕРКИНЕЗОВ, САЛИВАЦИИ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫСОКИЙ, 16-15 БАЛЛОВ ).

ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ У РЕБЕНКА ПОЛНЫЙ, НЕТ ЗАМЕН ДВИЖЕНИЙ. ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАНА ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ.

 
Статья прочитана 407 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!