ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ ПРОИЗВОДИТСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПО УКАЗАНИЮ ЛОГОПЕДА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И УПРАЖНЕНИЙ РЕБЕНКОМ.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОВТОРЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ:
- ОСКАЛИТЬ ЗУБЫ, ВЫСУНУТЬ ЯЗЫК, ПОТОМ ШИРОКО ОТКРЫТЬ РОТ;
- ШИРОКО ОТКРЫТЬ РОТ, ДОТРОНУТСЯ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ДО НИЖНИХ ЗУБОВ, ПОТОМ ПОДНЯТЬ КОНЧИК ЯЗЫЧКА К ВЕРХНИМ ЗУБАМ И ЗАТЕМ ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ ГУБУ.
- ПОЛОЖИТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК НА ГУБУ, ЗАГНУВ КОНЧИК ЯЗЫКА, ЧТО БЫ ПОЛУЧИЛАСЬ >, ЗАНЕСТИ ЭТУ ЧАШЕЧКУ В РОТ.
- ШИРОКО РАСКРЫТЬ РОТ, КАК ПРИ ЗВУКЕ [ А ], РАСТЯНУТЬ ГУБЫ В УЛЫБКУ, ВЫТЯНУТЬ В ТРУБОЧКУ.
- ШИРОКО РАСКРЫТЬ РОТ, ПОТОМ ПОПРОСИТЬ ПОЛУЗАКРЫТЬ И ЗАКРЫТЬ ЕГО.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОВТОРЕНИИ ЗВУКОВЫХ РЯДОВ. НАДО ПОВТОРИТЬ ЗВУКОВОЙ РЯД НЕСКОЛЬКО РАЗ ( ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ ИЗМЕНЯЕТСЯ ):
- А-И-У >>, У-И-А >>;
- О-И-А >>, А-О-И >>;
- Ы-О-Э >>, Э-Ы-О >>;
- У-О-А >>, О- А-О >>;
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОВТОРЕНИИ СЛОГОВЫХ РЯДОВ ( ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЛОГОВ МЕНЯЕТСЯ ):
- КА-ПА-ТА >>, >;
- ПЛА-ПЛО-ПЛУ >>;
- РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ >>;
- СИЛА- ВЗМА-ЗДРА >>.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ. ЛОГОПЕД ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ АГНИИ БАРТО >, >, >, ПРЕДЛАГАЕТ ПОВТОРИТЬ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПРОВОДИТСЯ ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ. В ПРОЦЕССЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ НАРУШЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ЗАМЕНЕ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ДРУГИМ, В ПОИСКЕ АРТИКУЛЯЦИИ, > НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, ИНЕРТНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАРУШЕНИИ ПЛАВНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАПРЯЖЕННОСТЬЮ ЯЗЫКА, ПОДЕРГИВАНИЕМ ЯЗЫКА, НЕ УМЕНИЕМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ПОЗЫ НА ДРУГУЮ, С ОДНОЙ ФОНЕМЫ НА ДРУГУЮ И С ОДНОГО ЗВУКОВОГО РЯДА НА ДРУГОЙ.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ. ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ 1 БАЛЛ.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:
ЗА 1 ЗАДАНИЕ - 5 БАЛЛОВ;
ЗА 2 ЗАДАНИЕ - 4 БАЛЛА;
ЗА 3 ЗАДАНИЕ - 4 БАЛЛА;
ЗА 4 ЗАДАНИЕ - 3 БАЛЛА.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, МЕНЕЕ 2 БАЛЛОВ).
РЕБЕНКУ ДВИЖЕНИЯ ЯЗЫКА НЕ УДАЕТСЯ; НАРУШЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ЗАМЕНЕ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ДРУГИМ, В ПОИСКЕ АРТИКУЛЯЦИИ, В ЗАСТРЕВАНИИ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, ИНЕРТНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАРУШЕНИИ ПЛАВНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАПРЯЖЕННОСТИ ЯЗЫКА. НЕ УМЕНИЕМ ПЕРЕКЛЮЧАТСЯ С ОДНОЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ПОЗЫ НА ДРУГУЮ, С ОДНОЙ ФОНЕМЫ НА ДРУГУЮ И С ОДНОГО ЗВУКОВОГО РЯДА НА ДРУГОЙ. ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ИМЕЮТСЯ СОПУТСТВУЮЩИЕ, НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ОТМЕЧАЕТСЯ САЛИВАЦИЯ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, 7-3 БАЛЛА ).
У РЕБЕНКА ДВИЖЕНИЯ ЯЗЫКА НЕТОЧНЫЕ; НАРУШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ЧАСТЫХ, НО НЕ ПОСТОЯННЫХ ЗАМЕНАХ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ДРУГИМ, В ПОИСКЕ АРТИКУЛЯЦИИ, В ЗАСТРЕВАНИИ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, ИНЕРТНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАРУШЕНИИ ПЛАВНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, НАПРЯЖЕННОСТЬЮ ЯЗЫКА, ПОДЕРГИВАНИЕМ ЯЗЫКА, В ИМЕЮЩИХ МЕСТО НЕРЕГУЛЯРНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ПОЗЫ НА ДРУГУЮ, С ОДНОЙ ФОНЕМЫ НА ДРУГУЮ И С ОДНОГО ЗВУКОВОГО РЯДА НА ДРУГОЙ. ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ИМЕЮТСЯ СОПУТСТВУЮЩИЕ, НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ОТМЕЧАЕТСЯ САЛИВАЦИЯ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ, 11-18 БАЛЛОВ ).
У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ДИАГНОСТИРУЮТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ, НО ЯВНЫХ НАРУШЕНИЙ И НЕГО НЕТ. ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ, СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ, ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ПРИ ПОВТОРНЫХ ДВИЖЕНИЯХ.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, 14-12 БАЛЛОВ ),
У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАНА ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ, ОДНАКО ИМЕЕТ МЕСТО НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОБЪЕМА ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ. ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА НЕТ СИНКИНЕЗИЙ, ГИПЕРКИНЕЗОВ, САЛИВАЦИИ.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫСОКИЙ, 16-15 БАЛЛОВ ).
ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ У РЕБЕНКА ПОЛНЫЙ, НЕТ ЗАМЕН ДВИЖЕНИЙ. ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАНА ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ.