ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СЛУХА.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА ПРОВОДИТСЯ ШЕПОТНОЙ РЕЧЬЮ. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 2 ГРУППЫ СЛОВ: ПЕРВАЯ ГРУППА ИМЕЕТ НИЗКУЮ ЧАСТОТНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ И СЛЫШНА ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ В СРЕДНЕМ НА РАССТОЯНИИ 5 МЕТРОВ; ВТОРАЯ - ОБЛАДАЕТ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ И СЛЫШНА НА РАССТОЯНИИ 20 МЕТРОВ В СРЕДНЕМ. К ПЕРВОЙ ГРУППЕ ОТНОСЯТСЯ СЛОВА, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ГЛАСНЫЕ [ У ], [ О ], ИЗ СОГЛАСНЫХ - [ М ],  [ Н ], [ В ],  [ Р ], ПРИМЕР: ВОРОН, ДВОР, НОМЕР, НОРА И Т. Д. ВО ВТОРУЮ ГРУППУ ВХОДЯТ СЛОВА, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ИЗ СОГЛАСНЫХ СВИСТЯЩИЕ И ШИПЯЩИЕ, ИЗ ГЛАСНЫХ - [ А ], [ И ], [ Э ]: ЩИ, ЧАШКА, ЧАС, ЗАЯЦ, ЧИЖИК, ШЕРСТЬ И.Т.Д.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: > ( ТРАМВАЙ ), > ( МАШИНА ), > ( ДЕВОЧКА ), > ( СВИСТОК, ТРУБА, ЛЬЕТСЯ ВОДИЧКА, ШУРШИТ БУМАГА ).

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И ПОНИМАНИИ РЕЧИ.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ВЫПОЛНИТЬ ПОРУЧЕНИЯ В ЗАДАННОЙ ВАМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ПРИМЕР,  >, >.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ С ОППОЗИЦИОННЫМИ ЗВУКАМИ.

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬ ЗА ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ:

- БА-ПА, ДА-ТА, СА-ЗА, ЖА-ЩА, СА-СЯ,КА-ГА-КА;

- РОЗА-ЛОЗА, КАДУШКА-КАТУШКА, МИШКА-МИШКА;

- СЕМЬ МАШИН НА ШОССЕ;

- ВИСЕЛ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАМОК;

- РУЧНОЕ ЗЕРКАЛО УПАЛО.

5. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА ( У ДЕТЕЙ СТАРШЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ ).

РЕБЕНОК ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ВАМИ ЗАДАНИЯ:

- ОПРЕДЕЛИТЬ, ЕСТЬ ЛИ ЗВУК[ С ] В СЛОВАХ: МИСКА, САМОЛЕТ. ЛАМПА, САЛФЕТКА;

- ОПРЕДЕЛИТЬ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ В СЛОВЕ И МЕСТО ЗВУКА [ С ] В СЛОВАХ ОСА, НОС, СОК;

- СОСТАВИТЬ СЛОВО ИЗ ЗВУКОВ: [ С ], [ Т ], [ О ], [ Л ], [ К ], [ А ], [ Р ];   [ Р ], [ А ], [ Ш ];

- ПРИДУМАТЬ СЛОВО НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК: [ С ], [ Ш ], [ Л], [ Р ];

- ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ВАМИ КАРТИНОК РЕБЕНКУ НУЖНО ОТОБРАТЬ ТОЛЬКО ТЕ, НАЗВАНИЕ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ. РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ 1 БАЛЛ ЗА ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ - 1 БАЛЛ;

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ - 1 БАЛЛ;

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ - 1 БАЛЛ;

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ - 6 БАЛЛОВ;

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ - 5 БАЛЛОВ.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, МЕНЕЕ 4 БАЛЛОВ ).

У РЕБЕНКА НЕ СФОРМИРОВАНО ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. НАРУШЕН ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, 6-5 БАЛЛОВ ).

У РЕБЕНКА НЕ СФОРМИРОВАНО ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. ДОПУСКАЕТ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ С ОППОЗИЦИОННЫМИ ЗВУКАМИ. РЕБЕНОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ЗАТРУДНЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ ЗВУКА И КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ В СЛОВАХ, СОСТАВИТЬ СЛОВО ИЗ ЗВУКОВ, ПРИДУМАТЬ СЛОВО НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК, ОТОБРАТЬ КАРТИНКИ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК. НАРУШЕН ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ, 9-7 БАЛЛОВ ).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ НЕ ДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАНО. РЕБЕНОК ДОПУСКАЕТ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА РАЗЛИЧИЕ СЛОГОВ, СЛОВ С ОППОЗИЦИОННЫМИ ЗВУКАМИ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ИССЛЕДОВАНИЕ СИНТЕЗА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕБЕНОК ИНОГДА ЗАТРУДНЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ ЗВУКА, КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ В СЛОВАХ. ПРИДУМАТЬ СЛОВО НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК, СОСТАВИТЬ СЛОВО ИЗ ЗВУКОВ, ОТОБРАТЬ КАРТИНКИ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК. НАРУШЕН ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, 12-10 БАЛЛОВ ).

НЕ ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАНО ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. ДОПУСКАЕТ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ С ОППОЗИЦИОННЫМИ ЗВУКАМИ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ИССЛЕДОВАНИЕ СИНТЕЗА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕБЕНОК МОЖЕТ ДОПУСКАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛИЧИЯ ЗВУКА И КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ В СЛОВАХ, ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОВ ИЗ ЗВУКОВ, ПРИ ПРИДУМЫВАНИИ СЛОВ НА ЗАДАННЫЙ ЗВУК, ПРИ ОТБОРЕ КАРТИНОК, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЗВУК. НЕ НАРУШЕН ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫСОКИЙ, 14-13 БАЛЛОВ ).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ У РЕБЕНКА ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАНО. РАЗВИТ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

 
Статья прочитана 2031 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!