ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ

1. РИТМ РЕЧИ. ПРОХЛОПАТЬ ПЕСЕНКУ:

  - << В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК >>;

- << В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА >>;

- << ОТ УЛЫБКИ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ>>.

ОТМЕЧАЮТСЯ:

- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ И ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА;

- ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ ТРУДНОСТИ;

- НЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ.

2. ТЕМП. РАССКАЗАТЬ ЛЮБОЕ ДЕТСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

- СО СКОРОСТЬЮ ЧЕРЕПАХИ;

- КАК МАРШИРУЮЩИЙ ВОЕННЫЙ;

- КАК РОБОТ.

ОТМЕЧАЕТСЯ:

- СВОБОДНО ЧИТАЕТ ДЕТСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАДАННОМ ТЕМПОРИТМЕ;

- ЗАТРУДНЯЕТСЯ ЧИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕТСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАДАННОМ ТЕМПОРИТМЕ;

- НЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В ЗАДАННОМ ТЕМПОРИТМЕ;

- ТЕМП ( УСКОРЕННЫЙ, ЗАМЕДЛЕННЫЙ ИЛИ НОРМАЛЬНЫЙ).

3. ПАУЗАЦИЯ.

АБСОЛЮТНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИНТОНАЦИОННЫХ ПАУЗ ИЗМЕНЯЕТСЯ В ШИРОКИХ ПРЕДЕЛАХ - ОТ ВЕЛИЧИН СОПОСТАВИМЫХ СО СРЕДНЕЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ СЛОГА ИЛИ ЗВУКА, ДО ВЕЛИЧИН, СОПОСТАВИМЫХ СО СРЕДНЕЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ РАЗДЕЛЯЕМЫХ ПАУЗОЙ ОТРЕЗКОВ ( ФРАЗ ИЛИ СИНТАГМ ). ПРИ ЭТОМ АБСОЛЮТНАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПАУЗЫ ЗАВИСИТ ТАКЖЕ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  И СИТУАТИВНО ОБУСЛОВЛЕННОГО ТЕМПА РЕЧИ РЕБЕНКА. СУЩЕСТВУЕТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ЗАВИСИМОСТИ ДЛИНЫ ПАУЗЫ ОТ РАЗРЯДА РАЗДЕЛЯЕМЫХ ЕЮ ЕДИНИЦ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПАУЗЫ МЕЖДУ ФРАЗАМИ В ЗНАЧИТЕЛЬНОМ ЧИСЛЕ СЛУЧАЕВ ДЛИТЕЛЬНЕЕ МЕЖСИНТАГМЕННЫХ ПАУЗ, А МАКСИМАЛЬНОЙ ДЛИНОЙ ОТЛИЧАЮТСЯ ПАУЗЫ МЕЖДУ ОБЪЕДИНЕННЫМИ ПО СМЫСЛУ ГРУППАМИ ФРАЗ ( ФОНОАБЗАЦАМИ ). ОДНАКО ЭТО ЛИШЬ ТЕНДЕНЦИЯ, ОТКЛОНЕНИЯ ОТ КОТОРОЙ ДОВОЛЬНА ЧАСТЫ. В ЦЕЛОМ ПАУЗЫ МЕЖДУ ФРАЗАМИ И АБЗАЦАМИ ПО СВОЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ( Т.Е. НЕ ЗАВИСИМОЙ ОТ ТЕМПА РЕЧИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ) БОЛЕЕ ОДНОРОДНЫ. ДАННЫЕ О ВОСПРИЯТИИ ПАУЗ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ВЕСЬМА ПРОТИВОРЕЧИВЫ. ОЧЕВИДНО ТОЛЬКО, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОБНАРУЖИТЬ ПЕРЕРЫВЫ В ЗВУЧАНИИ СУЩЕСТВЕННО ЗАВИСИТ ОТ ПОЗИЦИИ ЭТОГО ПЕРЕРЫВА В ПОТОКЕ РЕЧИ. ГЛУХИЕ СМЫЧКИ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЕТ 100 МС, НЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ КАК ПАУЗЫ. ПЕРЕРЫВ ТАКОЙ ЖЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, ИЛИ МЕНЬШЕ, НА ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СЛОВАМИ СОЗДАЕТ ЭФФЕКТ ПАУЗЫ. ОПИРАЯСЬ НА ЭТИ ПРАВИЛА, ИСПЫТУЕМЫМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ФИКСИРОВАТЬ В УСТНОМ ТЕКСТЕ МЕСТО ПАУЗ, ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНУЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИМЕРНО ОТ 3 И ДО 5 ГРАДАЦИЙ, В ПОДОБНЫХ ОПЫТАХ НЕИЗБЕЖЕН РАЗБРОС ОТВЕТОВ.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ. ПРОИЗНЕСТИ СКОРОГОВОРКУ, МЕНЯЯ УДАРЕНИЕ НА СЛОВАХ:

ШЕСТЬ МЫШАТ В ШАЛАШЕ ШУРШАТ.

ШЕСТЬ МЫШАТ В ШАЛАШЕ ШУРШАТ.

ШЕСТЬ МЫШАТ В ШАЛАШЕ ШУРШАТ.

ШЕСТЬ МЫШАТ В ШАЛАШЕ ШУРШАТ.

ОТМЕЧАЕТСЯ:

- РЕБЕНОК ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ В РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ;

- ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ РАССТАНОВКЕ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ;

- НЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕБЕНКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАССТАВЛЯТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЕНИЯ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ - 3 БАЛЛА;

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ - 3 БАЛЛА;

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ - 1 БАЛЛ;

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ - 4 БАЛЛА.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, НИЖЕ 2 БАЛЛОВ )

- ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, 5-3 БАЛЛА ).

- ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ НЕДОСТАТОЧНО СФОРМИРОВАНЫ. РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАДАННОМ ТЕМПОРИТМЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНО РАССТАВЛЯТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ, ВОСПРОИЗВОДИТЬ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК. ПУАЗАЦИЯ НАРУШЕНА.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ. 8-6 БАЛЛОВ ).

- ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ НАРУШЕНЫ. ЗАТРУДНЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВОСПРОИЗВЕСТИ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, ЗАТРУДНЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАДАННОМ ТЕМПОРИТМЕ. ЗАТРУДНЯЕТСЯ ПРИ РАССТАНОВКЕ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, 11-9 БАЛЛОВ ).

НЕТ ВЫРАЖЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ. РЕБЕНОК САМОСТОЯТЕЛЬНО И ПРАВИЛЬНО ВОСПРОИЗВОДИТ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДИТ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАДАННОМ ТЕМПОРИТМЕ, ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯЕТ ЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЕНИЯ В РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ. ПРАВИЛЬНО ФИКСИРУЕТ В УСТНОМ ТЕКСТЕ МЕСТО ПАУЗ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, 13-12 БАЛЛОВ ).

- НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У РЕБЕНКА НЕТ. ПРАВИЛЬНО И САМОСТОЯТЕЛЬНО ВОСПРОИЗВОДИТ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, СВОБОДНО ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ В ЗАДАННОМ ТЕМПОРИТМЕ, ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯЕТ ЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЕНИЕ В РЕЧЕВОМ МАТЕРИАЛЕ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ. ПРАВИЛЬНО ФИКСИРУЕТ В УСТНОМ ТЕКСТЕ МЕСТО ПАУЗ.

 
Статья прочитана 706 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!