1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ:
- ПОПРОСИТЬ РЕБЕНКА ПОКАЗАТЬ ГДЕ: КЛОУН ИГРУШКА, СТОЛ, СТУЛ.
- ПОСАДИТЬ КЛОУНА, МИШКУ.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ. С 4 ЛЕТ: ЕДИНСТВЕННОЕ, МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО:
- УГОЛ - УГЛЫ;
- ДОМ - ДОМА;
- ДЕРЕВО - ДЕРЕВЬЯ;
- ОСИНА - ОСИНЫ.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ: В - ИЗ, НА - С, ПОД - ИЗ - ПОД.
ВОЗЬМИ РУЧКУ С ПЕНАЛА, ИЗ ПЕНАЛА, ИЗ - ПОД ПЕНАЛА.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УМЕНЬШИТЕЛЬНО - ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. С 5 ЛЕТ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УМЕНЬШИТЕЛЬНО - ЛАСКАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
ПОПРОСИТЬ РЕБЕНКА ПОКАЗАТЬ: САД - САДИК, МЯЧ - МЯЧИК, ЗАМОК ......, ПОДУШКА ....
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСОМ - ИНК:
МАЛИНА - МАЛИНКА, КАЛИНА - КАЛИНКА.
5. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ГЛАГОЛОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИСТАВКАМИ.
ШЕЛ - ВЫШЕЛ - ОТОШЕЛ.
УШЕЛ - ПЕРЕШЕЛ - ВОШЕЛ - ЗАШЕЛ.
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И СОЧЕТАНИЙ.
ПОКАЖИ КЛЮЧОМ КАРАНДАШ, КЛЮЧ КАРАНДАШОМ.
ГДЕ ХОЗЯИН КОШКИ, ГДЕ КОШКА ХОЗЯИНА.
ДОЧКА ПАПЫ, ПАПА ДОЧКИ.
МАЛЬЧИК РВЕТ ЦВЕТЫ.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ. РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ 1 БАЛЛ ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА;
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ - 5 БАЛЛОВ;
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА;
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА;
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА;
ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ - 5 БАЛЛОВ.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, МЕНЕЕ ПЯТИ БАЛЛОВ ).
НЕ ПОНИМАЕТ ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ И НЕ МОЖЕТ ВЫДЕЛИТЬ ИЗ РЕЧЕВОГО ПОТОКА ФОНЕМЫ. ГРУБО НАРУШЕНО УЗНАВАНИЕ СМЫСЛА СЛОВА, НАРУШЕНО ПОНИМАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, ДЕВЯТЬ - ШЕСТЬ БАЛЛОВ ).
НАРУШЕНО ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ, ЗАТРУДНЯЕТСЯ ВЫДЕЛИТЬ ИЗ РЕЧЕВОГО ПОТОКА ФОНЕМЫ. НАРУШЕНО УЗНАВАНИЕ СМЫСЛА СЛОВА, ПОНИМАНИЕ КОНКРЕТНОГО И ТОЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ПОЧТИ НЕ ДОСТУПНО, ПОНИМАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАРУШЕНО.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ, ТРИНАДЦАТЬ - ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ ).
ПОНИМАЕТ ОБЩИЙ СМЫСЛ ОБРАЩЕННОЙ К НЕМУ РЕЧИ, ОТНОСИТЕЛЬНО СОХРАННА ИНТОНАЦИЯ СЛЫШИМОЙ РЕЧИ, ПОНИМАНИЕ КОНКРЕТНОГО И ТОЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ДЛЯ РЕБЕНКА ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЧТИ НЕДОСТУПНЫМ.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, ШЕСТНАДЦАТЬ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ БАЛЛОВ ).
ПОНИМАЕТ СМЫСЛ СЛОВ, ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ. ХОРОШО ВЫДЕЛЯЕТ ФОНЕМЫ ИЗ РЕЧЕВОГО ПОТОКА, РАЗВЕРНУТОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ПОНИМАЕТ ЗНАЧЕНИЯ ЦЕЛОЙ ФРАЗЫ, ДОСТУПНО ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫСОКИЙ, ВОСЕМНАДЦАТЬ - СЕМНАДЦАТЬ БАЛЛОВ ).
ПОНИМАЕТ СМЫСЛ СЛОВ, ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ. ЧЕТКО ВЫДЕЛЯЕТ ФОНЕМЫ ИЗ РЕЧЕВОГО ПОТОКА, РАЗВЕРНУТОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ПОНИМАЕТ ЗНАЧЕНИЯ ЦЕЛОЙ ФРАЗЫ, ДОСТУПНО ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.