ФФНР - ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ИЗ-ЗА ДЕФЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ФОНЕМ.
ПРИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, РЕБЕНОК ЛУЧШЕ РАЗЛИЧАЕТ ОКОНЧАНИЯ СЛОВ, ПРИСТАВКИ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ, ПРЕДЛОГИ, СУФФИКСЫ И СЛОВА СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. У ДЕТЕЙ С ФФНР ВЫЯВЛЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО СОСТОЯНИЙ, ТАКИЕ КАК ТРУДНОСТИ В АНАЛИЗЕ НАРУШЕННЫХ В ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ; ТАК ЖЕ ТРУДНОСТИ ПРИ СФОРМИРОВАННОЙ АРТИКУЛЯЦИИ НЕРАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗНЫМ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ ГРУППАМ; И ТРУДНОСТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ В СЛОВЕ.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ФФНР:
- ЗАМЕНЫ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ В РЕЧИ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЗВУКОВ, НАПРИМЕР [С],[Ш] НА [Ф]; [Р][Л] НА [Л'][I]; ВМЕСТО ЗВОНКИХ ЗАМЕНЯЕТСЯ ГЛУХИМИ; СВИСТЯЩИЕ И ШИПЯЩИЕ ЗАМЕНЯЮТСЯ ЗВУКАМИ ТАКИМИ КАК [Т],[Т'] [Д],[Д'];ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЮТСЯ НЕ СФОРМИРОВАННЫМИ ШИПЯЩИЕ И СВИСТЯЩИЕ [С]-[С'], [З]-[З'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; ЗВУКИ [Т']-[Д']; ЗВУКИ [Л],[Р],[Р']; ЗВОНКИЕ ЗАМЕНЯЮТСЯ ПАРНЫМИ ГЛУХИМИ; ПАРЫ МЯГКИХ И ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ НЕДОСТАТОЧНО ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ; СОГЛАСНЫЙ [I] И ГЛАСНЫЙ [Ы] ОТСУТСТВУЕТ.
-
ЗАМЕНЫ ГРУППЫ ЗВУКОВ ДИФФУЗНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ.
ЗВУКИ ПРОИЗНОСИТСЯ НЕОТЧЕТЛИВО, ЗАМЕНЯЯ [Ч] И [Т] НА НЕЧТО ВРОДЕ СМЯГЧАЮЩЕГО ЗВУКА [Ч], А [Ш] И [С] НА СМЯГЧАЮЩИЙ [Ш]. ПРИЧИНОЙ ЗАМЕНЫ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. - НЕСТОЙКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВУКОВ. ЭТО ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЗВУКИ, КОГДА РЕБЕНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУК ПРАВИЛЬНО, НО В РЕЧИ ОН НЕ УПОТРЕБЛЯЕТ ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ДРУГИМИ ЗВУКАМИ.
- ИСКАЖЕНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЗВУКОВ. РЕБЕНОК ИСКАЖЕННО ПРОИЗНОСИТ 2-3 ЗВУКА И ГОВОРИТ БЕЗ ДЕФЕКТОВ, А НА СЛУХ НЕ РАЗЛИЧАТЬ БОЛЬШЕ ЧИСЛО ЗВУКОВ ИЗ РАЗНЫХ ГРУПП. НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ИЛИ ЕЕ НАРУШЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ИСКАЖЕНИЯ ЗВУКА.
БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЮТ ПРИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА, МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКЕ, И РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.