Развитие подражания и пользование речью

ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ ДЕТИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ ВТОРОГО ГОДА МНОГО И РАЗНООБРАЗНО ЛЕПЕЧУТ, ЧАСТО ОБРАЩАЮТСЯ К ВЗРОСЛОМУ, ДОПОЛНЯЯ ЖЕСТАМИ И МИМИКОЙ ТЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ОНИ ПРОИЗНОСЯТ. ЗАПАС СЛОВ У НИХ ЕЩЕ ОЧЕНЬ ОГРАНИЧЕН. ГОВОРЯТ ДЕТИ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ОТДЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ, ЛЕГКИМИ ДЛЯ ИХ ПРОИЗНОШЕНИЯ, Т.Е. СОСТОЯЩИМИ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ, СЛОГОВ, ПОВТОРНЫХ СЛОГОВ. ДЛЯ РАННЕЙ СТАДИИ РЕЧИ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА ( 1 ГОД 2 МЕСЯЦА ) ХАРАКТЕРНА МНОГОЗНАЧНОСТЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА. ОН СВЯЗЫВАЕТ СЛОВО НЕ С КОНКРЕТНЫМ ПРЕДМЕТОМ ИЛИ ДЕЙСТВИЕМ, А СО ВСЕЙ ОБСТАНОВКОЙ, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ ПРОИСХОДИЛ  >, С БЛИЖАЙШИМИ ПРЕДМЕТАМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НЕВОЛЬНО В ПОЛЕ ЕГО ЗРЕНИЯ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ЕМУ НАЗЫВАЛИ ТО ИЛИ ИНОЕ СЛОВО, ИНОГДА СО ВСЕМИ ДЕЙСТВИЯМИ И ОЩУЩЕНИЯМИ, ИСПЫТАННЫМИ В МОМЕНТ НАЗЫВАНИЯ. ТАК СЛОВО >, ПОМИМО ПРОСЬБЫ НА ГОРШОК, МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ ТОТ САМЫЙ ГОРШОК, ЛУЖУ, МОКРЫЕ ШТАНИШКИ И Т. П. ИНОГДА РЕБЕНОК РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОБОЗНАЧАЕТ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ СЛОВОМ, ТАК КАК ЕМУ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА, ЧТО ТО И ДРУГОЕ ОДНОГО ЦВЕТА ( ПРИМЕР, ВЕДРО И ЧАЙНИК, ОКРАШЕННЫЕ В ОДИН И ТОТ ЖЕ ЦВЕТ ) ИЛИ ТО И ДРУГОЕ ПУШИСТОЕ ( КОШКА И МЕХОВАЯ ШАПКА ). ЧАСТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ЗВУК, НО СКАЗАННЫЙ С РАЗНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ И СОПРОВОЖДАЕМЫЙ РАЗНЫМИ ЖЕСТАМИ, ОЗНАЧАЕТ СОВСЕМ РАЗНЫЕ ВЕЩИ. > - С УСИЛИЕМ, КАК БЫ НЕГОДУЯ, ГОВОРИТ РЕБЕНОК И ПОКАЗЫВАЕТ НА МАЛЬЧИКА, КОТОРЫЙ ЗАЛЕЗ С НОГАМИ НА ДЕТСКИЙ СТОЛИК. И ЭТО ТОЖЕ >, НО СКАЗАННОЕ ОТРЫВИСТО, С ДРУГОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, С ВЫРАЖЕНИЕМ ВОСХИЩЕНИЯ, ОН ПОВТОРЯЕТ, ГЛЯДЯ НА ВЗРОСЛОГО, КОГДА ХОЧЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ЧТО - НИБУДЬ ИНТЕРЕСНОЕ, НОВОЕ.  > - ПЛАКСИВО ГОВОРИТ ОН С МИМИКОЙ НЕУДОВОЛЬСТВИЯ НА ЛИЦЕ, КОГДА ХОЧЕТ ПОЖАЛОВАТЬСЯ. РЕБЕНОК ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ ВТОРОГО ГОДА ПОДРАЖАЕТ ТОЛЬКО ЛЕГКИМ, ДОСТУПНЫМ ДЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКАМ И СЛОГАМ, КОРОТКИМ СЛОВАМ, СОСТОЯЩИМ ИЗ ПОВТОРНЫХ СЛОГОВ. ОТКРЫТЫЕ СЛОГИ ДЕТЯМ ЛЕГЧЕ ПРОИЗНЕСТИ, ЧЕМ ЗАКРЫТЫЕ. ТРУДНЫМИ СЛОВАМ ДЕТИ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ НЕ ПОДРАЖАЮТ. ЛИШЬ К 1 ГОДУ И 6 МЕСЯЦАМ ОНИ НАЧИНАЮТ ПОВТОРЯТЬ И СРАВНИТЕЛЬНО ТРУДНЫЕ СЛОВА, НО ЕЩЕ ИСКАЖАЯ ИХ. ПРИМЕР,  ПОВТОРЯЮТ ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ СЛОГ ( БАРАН - БА ) ИЛИ УДАРНЫЙ ( ОКОШКО - КО ), ПРОПУСКАЮТ ЗВУКИ ( КИСКА - КИКА, СОБАКА - БАКА ) И Т. П. ЗАТО К 1 ГОДУ 6 - 8 МЕСЯЦАМ ДЕТИ НАСТОЛЬКО ЛЕГКО ПОДРАЖАЮТ ВЗРОСЛОМУ, ЧТО ТРУДНО БЫВАЕТ РАЗОБРАТЬСЯ, ГОВОРЯТ ОНИ ИЛИ ТОЛЬКО ПОВТОРЯЮТ ЗА ВЗРОСЛЫМ. ВОТ ПРИМЕРНАЯ ЗАПИСЬ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕВОЧКОЙ ТАНЕЙ ( 1 ГОД 8 МЕСЯЦЕВ ) > - СПРАШИВАЕТ ВЗРОСЛЫЙ >, - ОТВЕЧАЕТ ТАНЯ, ОНА НЕ ВЫГОВАРИВАЕТ ТВЕРДОЕ  >.  > -  >, - СЕРЬЕЗНО ПОВТОРЯЕТ ТАНЯ.   > , ГОВОРИТ ВЗРОСЛЫЙ, ПРИ КАЖДОМ СЛОГЕ КИВАЯ ГОЛОВОЙ.  >, - ТАК ЖЕ ПОКАЧИВАЯ ГОЛОВОЙ, ОТВЕЧАЕТ ТАНЯ И СМЕЕТСЯ. > ОНА ТАКИМ ОБРАЗОМ ЧАСТО, ОХОТНО, НО ТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОВТОРЯЕТ ЗА ВЗРОСЛЫМ, САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕ УПОТРЕБЛЯЕТ. В ТОЖЕ ВРЕМЯ ОНА ХОРОШО ПОНИМАЕТ, КОГДА ВЗРОСЛЫЙ ГОВОРИТ > ИЛИ >. ПОСЛЕ ТАКОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОГДА РЕБЕНОК МНОГО ПОНИМАЕТ, БЫСТРО УСВАИВАЕТ ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ И ЛЕГКО ПОДРАЖАЕТ ВЗРОСЛОМУ, НАСТУПАЕТ ПЕРЕЛОМ В РАЗВИТИИ ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЬЮ, РЕБЕНОК СРАЗУ НАЧИНАЕТ МНОГО ГОВОРИТЬ И К ДВУМ ГОДАМ ГОВОРИТ КОРОТКИМИ ФРАЗАМИ. РЕЧЬ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ СТАНОВИТСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ВЗРОСЛЫМИ, ХОТЯ НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО И В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ОХОТНО ГОВОРИТ ЛИШЬ С БЛИЗКИМИ, ХОРОШО ЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ. ЕСЛИ РЕБЕНОК В СВОЕ ВРЕМЯ МНОГО УПРАЖНЯЛСЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ, МНОГО ЛЕПЕТАЛ И РЕЧЬ ЕГО НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ РАЗВИВАЛАСЬ ПРАВИЛЬНО, ТО К ДВУМ ГОДАМ ОН ГОВОРИТ ОБЫЧНО ДОСТАТОЧНО ОТЧЕТЛИВО. ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧИ ДЕТИ ОБЫЧНО ГОВОРЯТ НЕВНЯТНО, ИСКАЖАЮТ СЛОВА, ЧАСТО ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ, ТАК ЧТО ИХ МОГУТ ПОНИМАТЬ ТОЛЬКО БЛИЗКИЕ К НИМ ЛИЦА, И РАСПОЛАГАЮТ ОЧЕНЬ БЕДНЫМ ЗАПАСОМ СЛОВ. ПРИМЕР ОБРАЗЦЫ РЕЧИ ДВУХ МАЛЬЧИКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ ( ОБОИМ ИСПОЛНИЛОСЬ ПО ДВА ГОДА ). КОЛЯ. СИДИТ ЗА СТОЛОМ, СТРОИТ ЧТО - ТО ИЗ КУБИКОВ. КОГДА ОНИ ПАДАЮТ, ОН СМОТРИТ НА ПЕДАГОГА И ГОВОРИТ: >. ОН ПОВТОРЯЕТ ЭТО МНОГО РАЗ, КАЖДЫЙ РАЗ С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ИНТОНАЦИЕЙ. ПОДОШЕЛ ДРУГОЙ МАЛЬЧИК. КОЛЯ БОИТСЯ , ЧТО ТОТ У НЕГО ВОЗЬМЕТ КУБИКИ. ОН ЗАГОРАЖИВАЕТ ИХ РУКАМИ, ОГЛЯДЫВАЕТСЯ НА ПЕДАГОГА И, ЖАЛУЯСЬ, ГОВОРИТ:  >. ВЗРОСЛЫЙ ЕГО УСПОКОИЛ И ПРЕДЛОЖИЛ ЕМУ ПИРАМИДКУ. ОН РЕШИТЕЛЬНО, НО МОЛЧА ПЕРЕДВИНУЛ АЛИКУ КУБИКИ, СТАЛ СНИМАТЬ КОЛЬЦА. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ БЫЛИ НАДЕТЫ ОЧЕНЬ ТУГО. КОЛЯ КАЖДЫЙ РАЗ, ВСТРЕЧАЯ ЗАТРУДНЕНИЕ, ГОВОРИЛ: >, - И В ПРОМЕЖУТКЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТИМИ ЗВУКАМИ  >, ПОКАЗЫВАЯ, КАК ЭТО ТРУДНО СНЯТЬ А ПОТОМ ПОДАВАЛ ИГРУШКУ МНЕ, ЧТО БЫ Я СНЯЛА. СТАЛИ СМОТРЕТЬ КНИЖКУ. НА ВОПРОС  > СКАЗАЛ  > ( КНИЖКА ), ПОКАЗЫВАЯ АВТОМОБИЛЬ, СКАЗАЛ >, СОБАКУ НАЗВАЛ  >, КОШКУ - > ИЗДАЛИ ДОНЕСЛИСЬ ЗВУКИ РАДИО. ОН СРАЗУ ПРИСЛУШАЛСЯ, НАСТОРОЖИЛСЯ И НЕСКОЛЬКО РАЗ С ПАУЗАМИ МЕЖДУ СЛОВАМИ ПОВТОРИЛ >, >. МАЛЬЧИК ПРОИЗВОДИТ ОЧЕНЬ ПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ХОРОШО ИГРАЕТ, ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, ОХОТНО СМОТРИТ СО ВЗРОСЛЫМИ КАРТИНКИ, НО ГОВОРИТ ОН, КАК РЕБЕНОК В ПОЛТОРА ГОДА, ДАЖЕ ХУЖЕ В ТОМ ОТНОШЕНИИ, ЧТО ОН ПОЧТИ НЕ ПОВТОРЯЕТ ЗА ВЗРОСЛЫМИ, ОЧЕНЬ ТРУДНО ВЫЗВАТЬ У НЕГО ПОДРАЖАНИЕ, В ТО ВРЕМЯ КАК ПОВТОРЕНИЕ ЗА ВЗРОСЛЫМ ЗВУКОВ, СЛОГОВ У МНОГИХ ДЕТЕЙ К ПОЛУТОРА ГОДАМ СТАНОВИТСЯ ВЕСЕЛОЙ И ПРИЯТНОЙ ИГРОЙ. АНДРЕЙ. ПРИГЛАШАЕТ СЕСТЬ НА ДИВАН, ГОВОРЯ: >. ПОХЛОПЫВАЕТ ПО ДИВАНУ: >. СМОТРИТ КНИЖКУ С КАРТИНКАМИ. ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕТ СКАЗКУ. НА ПРОСЬБУ: >, НАЗЫВАЕТ:>. КОГДА Я РАССКАЗЫВАЛА, ЧТО МАША ЗАСНУЛА, ЗАКРЫЛ ЛАДОШКАМИ ГЛАЗА И СКАЗАЛ: >. Я ПРЕДЛОЖИЛА РИСОВАТЬ, НО У МЕНЯ НЕ БЫЛО КАРАНДАША. АНДРЮША СКАЗАЛ: >. НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ ДЕТИ УЧАТСЯ ПОНИМАТЬ ВОПРОСЫ ВЗРОСЛОГО И ОТВЕЧАТЬ НА НИХ. ОЧЕНЬ РАНО, ДАЖЕ В КОНЦЕ ПЕРВОГО ГОДА, ДЕТИ ПОНИМАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЮТ ВСЕГДА ОДНИ И ТЕ ЖЕ ОТВЕТЫ В ВИДЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, А НЕСКОЛЬКО ПОЗДНЕЕ - И В ВИДЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗВУКОВ. ПРИМЕР, НА ВОПРОС >  РЕБЕНОК ОБНИМАЕТ МАТЬ ЗА ШЕЮ. > - ПОДНИМАЕТ РУКУ К ВЕРХУ И Т. П. НЕСКОЛЬКО ПОЗДНЕЕ ДЕТИ МОГУТ ОТВЕЧАТЬ И БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, ИЗОБРАЖАТЬ, КАК БАБУШКА ХОДИТ, КАК КОШЕЧКА УМЫВАЕТСЯ, И Т. П. НА ВОПРОСЫ >,  > И Т. П. ОТВЕЧАЮТ ОБЫЧНО ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ. КОГДА МЫ СПРАШИВАЕМ РЕБЕНКА >, ОТВЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, НА ЧТО МЫ УКАЗЫВАЕМ, ТАК ЖЕ КОГДА МЫ СПРАШИВАЕМ >, >,  > (В ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, ЧТО ОТ РЕБЕНКА ТРЕБУЕТСЯ НЕ ЖЕСТ, УКАЗЫВАЮЩИЙ НАПРАВЛЕНИЕ, А ОТВЕТ СЛОВАМИ -  >,  >,  >). ТАК ШУРИК  ( 2 ГОДА ) НА ВОПРОС > ОТВЕЧАЕТ: > ( УШЛИ РУКИ МЫТЬ ), А ИРОЧКА ( 2 ГОДА 1 МЕСЯЦ ) НА ВОПРОС > ( ОНА БЫЛА СДВИНУТА НАБОК ) ОТВЕЧАЕТ: >. УМЕНИЕ ОТВЕТИТЬ, РУКОВОДСТВУЯСЬ И ЗАДАННЫМ ВОПРОСОМ, И ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СИТУАЦИЕЙ, ТЕМИ ИЛИ ИНЫМИ УСЛОВИЯМИ, ГОВОРИТ О ЗНАЧИТЕЛЬНОМ СДВИГЕ  В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА. ВНАЧАЛЕ ВОПРОС ЯВЛЯЕТСЯ СИГНАЛОМ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ, ВСЕГДА ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ОТВЕТУ,  А ПОСЛЕ ПОЛУТОРА ЛЕТ, КОГДА РЕБЕНОК УЖЕ ЛЕГКО ПОДРАЖАЕТ ВЗРОСЛОМУ И ХОРОШО ПОНИМАЕТ РЕЧЬ, МЫ МОЖЕМ ПОДВЕСТИ ЕГО К ПОНИМАНИЮ РАЗНООБРАЗНЫХ ВОПРОСОВ. ПОДВОДЯ ИТОГ ИЗЛОЖЕННОМУ, МЫ ДОЛЖНЫ УСТАНОВИТЬ, ЧТО ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. БЫСТРОЕ, ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕБЕНКОМ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО.
2. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЛЕГКО ПОДРАЖАТЬ СЛОГАМ, ЛЕГКИМ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ СЛОВАМ.
3. СПОСОБСТВОВАТЬ ЧАСТОМУ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВОДАМ ОБРАЩЕНИЮ К ВЗРОСЛОМУ ПРИ ПОМОЩИ ЗВУКОВ, ЖЕСТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ.
4. СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЯВЛЕНИЮ ПЕРВЫХ СЛОВ - ОБОБЩЕНИЙ.

ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ ПЕРЕД НАМИ НОВЫЕ ЗАДАЧИ:

 

1. ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИТЬ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И ЕГО ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.
2. ПОДВЕСТИ К УМЕНИЮ ГОВОРИТЬ НЕ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМ СЛОВОМ, НО И ПРОСТЫМИ ФРАЗАМИ.
3. ВОСПИТЫВАТЬ УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ.

 
Статья прочитана 479 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!