- Сайт о детях Сайт для родителей
logos
РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ВОЛНУЕТ ВОПРОС, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЧТО БЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ? КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ? ВОЗЬМЕМ ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОБЛЕМЫ – ЭТО РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК. СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО РАЗВИТИЕ РЕЧИ НАХОДИТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК. МНОЖЕСТВО ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗАЛИ, ЧТО БЫЛА ВЫЯВЛЕНА ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЕСЛИ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК, ТО В ПРЕДЕЛАХ НОРМЫ БУДЕТ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. А ЕСЛИ ОТСТАЕТ РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК , ТО СООТВЕТСТВЕННО ОТСТАЕТ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. А ОБЩАЯ МОТОРИКА МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНОЙ И ВОЗМОЖНО ВЫШЕ НОРМЫ. ПОД ВЛИЯНИЕМ КИНЕТИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ ОТ РУК, А ТОЧНЕЕ ОТ ПАЛЬЦЕВ СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ РЕЧЬ. РЕБЕНОК У КОТОРОГО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЛОГИЧЕСКИ РАССУЖДАЕТ, У НЕГО РАЗВИТА ПАМЯТЬ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, ХОРОШЕЕ ВНИМАНИЕ. ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНО – РАЗВИТЫЙ МОЗГ И НЕ РАЗВИТА РУКА ПРИ НАШЕМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧАСТОЕ ЯВЛЕНИЕ. ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКУ РАЗВИТЬ СЛАБОЮ РУКУ, ДАВАЯ ЕМУ УПРАЖНЕНИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. НЕ СПЕША И В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЗАДАНИЯ ПООЧЕРЕДНО МЕНЯЯ РУКИ , А ЗАТЕМ ОБЕИМИ РУКАМИ. НУЖНО СЛЕДИТЬ ЧТО БЫ У РЕБЕНКА БЫЛИ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕНЫ КИСТИ РУК И БЫЛО ЧЕТКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ. ВСЕ ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ НАЗВАНИЯ И ВЫПОЛНЯТСЯ ДВА, ТРИ РАЗА В ДЕНЬ. ВАШИ УКАЗАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПОКОЙНЫМИ И ТОЧНЫМИ. ГЛАВНОЕ, ЧТО БЫ ЭТИ ЗАНЯТИЯ ПРИНОСИЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ИНТЕРЕС, РАДОСТЬ, ВОСХИЩЕНИЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА, ЕГО НАСТРОЕНИЕ, ВОЗРАСТ, ВОЗМОЖНОСТИ И ЖЕЛАНИЯ. БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ ПАЛЬЦЫ РУК, ТО И МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА И РЕЧЬ ТОЖЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ. И КАК СЛЕДСТВИЕ ОТПАДУТ ПРОБЛЕМЫ С ОБУЧЕНИЕМ В ПЕРВОМ КЛАССЕ И В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ.
РАЗМИНАЕМ КИСТИ И ПАЛЬЦЫ РУК
- “МОЛОТОК” КУЛАК ЛЕВОЙ РУКИ ПОСТУКИВАТЬ ОБ КУЛАК ПРАВОЙ РУКИ, И НАОБОРОТ.
- “ХОЛОДНО” ЛАДОНИ ТЕРЕТЬ ДРУГ ОБ ДРУГА ДВИЖЕНИЯМИ ВНИЗ-ВВЕРХ.
- МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ ПРОКАТИТЬ КАРАНДАШ ИЛИ АВТОРУЧКУ, ЗАТЕМ МЕЖДУ ПАЛЬЦАМИ.
- КРЕПКО НАДАВЛИВАЯ ПРИЖАТЫМИ ЧЕТЫРЬМЯ ПАЛЬЦАМИ ОДНОЙ РУКИ НА БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, НА СЕРЕДИНУ ЛАДОНИ, НА ОСНОВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ ДРУГОЙ РУКИ.
- РАСТИРАТЬ И РАЗМИНАТЬ КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК.
УПРАЖНЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
- ЛАДОНИ ЛЕЖАТ НА СТОЛЕ, ПООЧЕРЕДНО ПРИПОДНИМАЕМ И ОПУСКАЕМ ПАЛЬЦЫ.
- НА СТОЛЕ РАЗВОДИМ ПАЛЬЦЫ И СВОДИМ ИХ ВМЕСТЕ, ИМИТИРУЯ ИГРУ НА ФОРТЕПЬЯНО.
- СРЕДНИМ И УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦАМИ СНАЧАЛА ПРАВОЙ РУКИ, ЗАТЕМ ЛЕВОЙ, ПОТОМ ОБЕИХ РУК БЫСТРО БЕЖАТЬ ПО СТОЛУ.
- РУКИ НА СТОЛЕ, КИСТИ ПРИПОДНЯТЫ, ПАЛЬЦЫ НАХОДЯТСЯ В ПОЛУСОГНУТОМ ПОЛОЖЕНИИ, НОГТЯМИ СТУЧИМ ПО СТОЛУ.
- НАПРЯЖЕННЫЕ РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ СОБРАТЬ В КУЛАК.
- ВЫПОЛНЯЕМ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛЬЦЕВ:“ДОМИК”, “ОЧКИ”, “ФЛАЖОК”,”СТУЛ”,”ГРАБЛИ”, “ШАРИК” И.Т.Д
СТИМУЛИРУЕМ РАЗВИТИЕ РЕЧИ-РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ
СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ МНОГО ЛЕТ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НАШИ ПРАБАБУШКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ИГРЫ, ТАКИЕ КАК “ЛАДУШКИ” ИЛИ “СОРОКА – БЕЛОБОКА”. НАДО ЗНАТЬ, ЧТО РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК ВЫ ПРОДВИГАЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ, А ТАКЖЕ СМОЖЕТЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ОТКЛОНЕНИЕ, КОТОРОЕ ВОЗНИКЛО В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
ПРЕДЛАГАЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ИГР ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С ВАШИМ РЕБЕНКОМ.
- ЗАРАНЕЕ ПЕРЕМЕШАВ ФАСОЛЬ И ГОРОХ ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЕНКУ ПЕРЕБРАТЬ ИХ В РАЗНЫЕ БАНОЧКИ.
- МАЛЫШУ ПРЕДЛОЖИТЬ СДЕЛАТЬ БУСЫ ДЛЯ МАМЫ И БАБУШКИ, ДЛЯ ЭТОГО НАДО НАНИЗЫВАТЬ НА ТОНКУЮ ПРОВОЛОКУ БИСЕР.
-
ВЫКЛАДЫВАЕТЕ С РЕБЕНКОМ ИЗ СПИЧЕК ИЛИ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК РАЗНЫЕ ФИГУРЫ, НАПРИМЕР ДОМИК, КРОВАТКУ, ЛЕСЕНКУ, ЕЛОЧКУ ИЛИ БУКВЫ, И.Т.Д.
- ДЕЛАЙТЕ СО СВОИМ КРОХОЙ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗУЯ ГОРОХ, ФАСОЛЬ, ЖЕЛУДЬ, ШИШКИ И Т.Д.
- С РЕБЕНКОМ ЛЕПИТЕ ИЗ ПЛАСТИЛИНА, ИЗ ТЕСТА, ИГРАЙТЕ В МОЗАИКУ И СОБИРАЙТЕ ПАЗЛ.
- УЧИТЕ РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ПУГОВИЦЫ, ШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАПЛЕТАТЬ КОСИЧКИ ИЗ РАЗНОЦВЕТНЫХ ШНУРКОВ.
- ПРИОБРЕТИТЕ КРАСКИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ, ПУСТЬ МАЛЫШ РИСУЕТ НЕ ТОЛЬКО ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ НО И КИСТЬЮ. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КИСТЬ, КАРАНДАШ, И ТОГДА ВЫ ВСКОРЕ ПОЛУЧИТЕ ПЕРВЫЕ ШЕДЕВРЫ МАЛЕНЬКОГО ХУДОЖНИКА. В ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА РИСОВАНИЮ ВАМ ПОМОЖЕТ КНИЖКА-РАСКРАСКА.
- РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИТЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ, И ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ И ВЫ УБЕДИТЕСЬ, ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ БЫСТРЕЕ ЗАПОМИНАТЬ РИФМОВАННЫЕ ТЕКСТЫ, А РЕЧЬ СТАЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ И БОЛЕЕ ЧЕТКОЙ. ВЗРОСЛЫЙ ПРОИЗНОСИТ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ТЕКСТ И ПОКАЗЫВАЕТ СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЕГО ДВИЖЕНИЯ, МАЛЫШ ДЕЛАЕТ ГИМНАСТИКУ ВМЕСТЕ С ВАМИ, ПРОГОВАРИВАЯ ТЕКСТ.
НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ:
1. “КОМПОТ”
БУДЕМ МЫ ВАРИТЬ КОМПОТ, (ЛЕВУЮ ЛАДОШКУ ДЕРЖАТ “КОВШИКОМ”,
ФРУКТОВ НУЖНО МНОГО. ВОТ. УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ ПРАВОЙ РУКИ “МЕШАЮТ”)
БУДЕМ ЯБЛОКИ КРОШИТЬ, (ЗАГИБАЮТ ПАЛЬЧИКИ ПО ОДНОМУ,
ГРУШУ БУДЕМ МЫ РУБИТЬ. НАЧИНАЯ С БОЛЬШОГО.)
ОТОЖМЕМ ЛИМОННЫЙ СОК,
СЛИВ ПОЛОЖИМ И ПЕСОК.
ВАРИМ, ВАРИМ МЫ КОМПОТ. (СНОВА “ВАРЯТ” И “МЕШАЮТ”,
УГОСТИМ ЧЕСТНОЙ НАРОД. И УГОЩАЮТ СВОИ ИГРУШКИ).
2.” ИГРУШКИ”
НА БОЛЬШОМ ДИВАНЕ В РЯД (ПОПЕРЕМЕННО ХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ
КУКЛЫ КАТИНЫ СИДЯТ И СТУЧАТ КУЛАЧКАМИ).
ДВА МЕДВЕДЯ, БУРАТИНО, (ЗАГИБАЮТ ПООЧЕРЕДНО ВСЕ ПАЛЬЧИКИ)
И ВЕСЕЛЫЙ ЧИПОЛЛИНО,
И КОТЕНОК, И СЛОНЕНОК.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. (РАЗГИБАЮТ ПООЧЕРЕДНО ПАЛЬЧИКИ.)
ПОМОГАЕМ НАШЕЙ КАТЕ (ПОПЕРЕМЕННО ХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ И
МЫ ИГРУШКИ СОСЧИТАЕМ. СТУЧАТ КУЛАЧКАМИ.)