РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛОГОПЕДИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ ДЕТЕЙ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, БУДЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ ЕСЛИ ОНА ОСНОВАНА НА ОБЪЕКТИВНОМ И ГЛУБОКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ. ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАДО ПОДОБРАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ: ИЗДАЮЩИЕ ЗВУКИ ПРЕДМЕТЫ, ИГРУШКИ, ПРЕДМЕТНЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ, ШПАТЕЛИ. НАДО ПРИГОТОВИТЬ ЗАРАНЕЕ ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕГИСТРИРОВАТЬ ДАННЫЕ ОСМОТРА ДЕТЕЙ. ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПРОТОКОЛЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ТАБЛИЦАХ. РАЗМЕРЫ ПОМЕЩЕНИЯ В КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАССЧИТАНЫ НА ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЕ ЛОГОПЕД ДОЛЖЕН ОЗНАКОМИТСЯ С МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ НА ДЕТЕЙ: ЗАКЛЮЧЕНИЯМИ ОТОЛАРИНГОЛОГА, НЕВРОЛОГА, ПСИХИАТРА, ПЕДИАТРА, ОФТАЛЬМОЛОГА И ДРУГИХ. ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ, ИСПОЛЬЗУЯ НОРМАТИВНУЮ МЕТОДИКУ ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОПРЕДЕЛИТ, НАСКОЛЬКО РЕБЕНОК ОПЕРЕЖАЕТ ИЛИ ОТСТАЕТ ОТ НОРМЫ  РАЗВИТИЯ. ПСИХОЛОГ ИССЛЕДУЕТ ХАРАКТЕР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ВЫЯСНИТ УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА, ВЫЯВИТ СТЕПЕНЬ ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ПОТРЕБНОСТИ И ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА. НЕВРОЛОГ ПРОАНАЛИЗИРУЕТ ДАННЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА, ЗРЕНИЯ И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА. ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ ОБОБЩАТ, СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫЯВЯТ ПРИЧИНУ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, ПОСТАВЯТ ДИАГНОЗ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. ДИАГНОЗ ПОСТАВЛЕННЫЙ НЕВРОЛОГОМ, ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧТЕН И ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ А ТАКЖЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ОГРОМНОЕ ВНИМАНИЕ ЛОГОПЕД ДОЛЖЕН УДЕЛЯТЬ АНАЛИЗУ ИМЕЮЩЕГОСЯ АНАМНЕЗА  НА РЕБЕНКА. ЗДЕСЬ ВАЖНЫ ВСЕ ДЕТАЛИ ПРЕНАТАЛЬНОГО, НАТАЛЬНОГО И ПОСТНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДОВ ( В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ В КАКОМ ТРИМЕСТРЕ БЫЛО ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ПРИНОСЯЩИХ ВРЕД ) ПРИ СБОРЕ АНАМНЕЗА НУЖНО ОБРАЩАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ФАКТОРЫ РИСКА:

  • ВОЗРАСТ РОДИТЕЛЕЙ, И В ТОМ ЧИСЛЕ НА ВОЗРАСТ МАТЕРИ КОТОРОЙ БОЛЬШЕ 40 ЛЕТ, ОСОБЕННО ПРИ ПЕРВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ;
  • ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН ЭТО ( ТОКСИКОЗЫ БЕРЕМЕННОСТИ, ХРОНИЧЕСКИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ И ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОЧЕК, ПЕЧЕНИ, И ДРУГИХ ОРГАНОВ, ЭНДОКРИННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ);
  •  ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ.
  • ТЯЖЕЛАЯ ГИПОКСИЯ ПЛОДА;
  • АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА;
  • ВНУТРИУТРОБНАЯ  ИЛИ НЕОНАТАЛЬНАЯ  ИНФЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ( СРАЗУ ПОСЛЕ РОДОВ ИЛИ В ПЕРВЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА.):
  • СТЕПЕНЬ НЕДОНОШЕННОСТИ;
  • ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКАЯ ИЛИ НИЗКАЯ МАССА ТЕЛА ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА;
  • ПЕРЕНОШЕННОСТЬ;
  • ТЯЖЕЛОЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС;
  • ВНУТРИЧЕРЕПНАЯ РОДОВАЯ ТРАВМА У ДЕТЕЙ;
  • ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВОРОЖДЕННЫХ:
  • ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПО ЛЮБОЙ ПРИЧИНЕ;
  • НАСЛЕДСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА, ЗРЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТА, ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И РЕЧИ;

СВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕД ЗАПОЛНЯЕТ СО СЛОВ РОДИТЕЛЕЙ И НА ОСНОВЕ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ИМИ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЛОГОПЕД ДОЛЖЕН ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТОЛЬКО ПОТОМ НАЧНЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ИЗУЧАЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕД ВСКРОЕТ ХАРАКТЕР И ПРИЧИНЫ ИМЕЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОВ. НЕОБХОДИМО ВЫЯВЛЯТЬ СТРУКТУРУ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. НАЧИНАТЬ ОБСЛЕДОВАНИЕ МАЛЫША НАДО С БЕСЕДЫ. ТЕМУ ДЛЯ БЕСЕДЫ ЛОГОПЕД ПОДБИРАЕТ ЗАРАНЕЕ, НУЖНО ПРИ ЭТОМ УЧЕСТЬ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА. ЛОГОПЕД ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ УСТАНАВЛИВАЕТ КОНТАКТ, ВЫЯВЛЯЕТ КАК ПОНИМАЕТ РЕБЕНОК ЕГО РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЕТ ЛИ ОН ФРАЗУ, ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ. САМА БЕСЕДА И УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА ПОМОГАЕТ СПЕЦИАЛИСТУ ПОЛУЧИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ УМСТВЕННОМ, РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ЛИЧНОСТИ. СЛЕДУЮЩИМ МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАБЛЮДЕНИЕ ЛОГОПЕДА ЗА РЕБЕНКОМ В ХОДЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРУЮ ОРГАНИЗУЕТ ЛОГОПЕД, ПРЕДЛАГАЯ ЕМУ МАТЕРИАЛ (ИГРУШКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, ИЛИ КАРТИНКИ ) СТАВЯ ПЕРЕД НИМ ЗАДАНИЯ ИГРОВОГО И УЧЕБНОГО ПЛАНА.

                                                                    ОБСЛЕДОВАНИЕ НАДО ПРОВОДИТЬ ПО СХЕМЕ:

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
  2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА.
  3. ОБСЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКЕ РЕБЕНКА.
  4. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКЕ.
  5.  ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ.
  6. ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ.
  7. ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
  8. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  9. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОЛОСОВОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ.
  10. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ.
  11. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
  12. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
  13. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКЕ.
  14. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ.
  15. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ  ЗАНОСЯТСЯ В ПРОТОКОЛЫ. СОБРАННЫЕ ДАННЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗВОЛЯТ ЛОГОПЕДУ ПЛАНИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ГРУППОВУЮ РАБОТУ, НО И ОТОБРАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С НАИБОЛЬШИМ УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО КОГДА ВСЕ ПРОТОКОЛЫ  НА ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ОДНОГО РЕБЕНКА БУДУТ ВЕСТИСЬ ПО ОДНОЙ СХЕМЕ В ТЕЧЕНИИ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ЭТО ПОЗВОЛИТ СРАВНИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ ГОДА ПОЗВОЛЯТ УСТАНОВИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВСЕГО ПРОЦЕССА. ПОСЛЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРОВОДИТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА И КОНСУЛЬТАЦИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЕЙ ИНФОРМИРУЮТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ. ЛОГОПЕД РАССКАЖЕТ О ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТ, О  ПЛАНИРОВАНИИ, И ПОСОВЕТУЕТ КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ЖИЗНЬ СЕМЬИ, ЧТО БЫ НЕ ДОПУСКАТЬ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ В РЕЧИ. ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ ЧТО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, В БУДУЩЕМ УСПЕШНО УСВАИВАЮТ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ. ПЕДАГОГИ РАСКРЫВАЮТ РОДИТЕЛЯМ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА И РЕКОМЕНДУЮТ ОПТИМАЛЬНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ, В ЭТОМ ИХ ЗАДАЧА.

 
Статья прочитана 210 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.