КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, БУДЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ ЕСЛИ ОНА ОСНОВАНА НА ОБЪЕКТИВНОМ И ГЛУБОКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ. ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НАДО ПОДОБРАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ: ИЗДАЮЩИЕ ЗВУКИ ПРЕДМЕТЫ, ИГРУШКИ, ПРЕДМЕТНЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ, ШПАТЕЛИ. НАДО ПРИГОТОВИТЬ ЗАРАНЕЕ ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И РЕГИСТРИРОВАТЬ ДАННЫЕ ОСМОТРА ДЕТЕЙ. ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ПРОТОКОЛЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ТАБЛИЦАХ. РАЗМЕРЫ ПОМЕЩЕНИЯ В КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАССЧИТАНЫ НА ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЕ ЛОГОПЕД ДОЛЖЕН ОЗНАКОМИТСЯ С МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ НА ДЕТЕЙ: ЗАКЛЮЧЕНИЯМИ ОТОЛАРИНГОЛОГА, НЕВРОЛОГА, ПСИХИАТРА, ПЕДИАТРА, ОФТАЛЬМОЛОГА И ДРУГИХ. ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ, ИСПОЛЬЗУЯ НОРМАТИВНУЮ МЕТОДИКУ ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОПРЕДЕЛИТ, НАСКОЛЬКО РЕБЕНОК ОПЕРЕЖАЕТ ИЛИ ОТСТАЕТ ОТ НОРМЫ РАЗВИТИЯ. ПСИХОЛОГ ИССЛЕДУЕТ ХАРАКТЕР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ВЫЯСНИТ УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА, ВЫЯВИТ СТЕПЕНЬ ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ПОТРЕБНОСТИ И ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА. НЕВРОЛОГ ПРОАНАЛИЗИРУЕТ ДАННЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА, ЗРЕНИЯ И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА. ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ ОБОБЩАТ, СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫЯВЯТ ПРИЧИНУ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА, ПОСТАВЯТ ДИАГНОЗ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. ДИАГНОЗ ПОСТАВЛЕННЫЙ НЕВРОЛОГОМ, ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧТЕН И ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ А ТАКЖЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ОГРОМНОЕ ВНИМАНИЕ ЛОГОПЕД ДОЛЖЕН УДЕЛЯТЬ АНАЛИЗУ ИМЕЮЩЕГОСЯ АНАМНЕЗА НА РЕБЕНКА. ЗДЕСЬ ВАЖНЫ ВСЕ ДЕТАЛИ ПРЕНАТАЛЬНОГО, НАТАЛЬНОГО И ПОСТНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДОВ ( В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ В КАКОМ ТРИМЕСТРЕ БЫЛО ВОЗДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ПРИНОСЯЩИХ ВРЕД ) ПРИ СБОРЕ АНАМНЕЗА НУЖНО ОБРАЩАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ФАКТОРЫ РИСКА:
- ВОЗРАСТ РОДИТЕЛЕЙ, И В ТОМ ЧИСЛЕ НА ВОЗРАСТ МАТЕРИ КОТОРОЙ БОЛЬШЕ 40 ЛЕТ, ОСОБЕННО ПРИ ПЕРВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ;
- ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН ЭТО ( ТОКСИКОЗЫ БЕРЕМЕННОСТИ, ХРОНИЧЕСКИЕ СОМАТИЧЕСКИЕ И ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОЧЕК, ПЕЧЕНИ, И ДРУГИХ ОРГАНОВ, ЭНДОКРИННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ);
- ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ.
- ТЯЖЕЛАЯ ГИПОКСИЯ ПЛОДА;
- АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА;
- ВНУТРИУТРОБНАЯ ИЛИ НЕОНАТАЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ( СРАЗУ ПОСЛЕ РОДОВ ИЛИ В ПЕРВЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА.):
- СТЕПЕНЬ НЕДОНОШЕННОСТИ;
- ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКАЯ ИЛИ НИЗКАЯ МАССА ТЕЛА ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА;
- ПЕРЕНОШЕННОСТЬ;
- ТЯЖЕЛОЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС;
- ВНУТРИЧЕРЕПНАЯ РОДОВАЯ ТРАВМА У ДЕТЕЙ;
- ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ НОВОРОЖДЕННЫХ:
- ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПО ЛЮБОЙ ПРИЧИНЕ;
- НАСЛЕДСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА, ЗРЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТА, ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И РЕЧИ;
СВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕД ЗАПОЛНЯЕТ СО СЛОВ РОДИТЕЛЕЙ И НА ОСНОВЕ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ИМИ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЛОГОПЕД ДОЛЖЕН ТЩАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТОЛЬКО ПОТОМ НАЧНЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. ИЗУЧАЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕД ВСКРОЕТ ХАРАКТЕР И ПРИЧИНЫ ИМЕЮЩИХСЯ ДЕФЕКТОВ. НЕОБХОДИМО ВЫЯВЛЯТЬ СТРУКТУРУ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. НАЧИНАТЬ ОБСЛЕДОВАНИЕ МАЛЫША НАДО С БЕСЕДЫ. ТЕМУ ДЛЯ БЕСЕДЫ ЛОГОПЕД ПОДБИРАЕТ ЗАРАНЕЕ, НУЖНО ПРИ ЭТОМ УЧЕСТЬ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА. ЛОГОПЕД ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ УСТАНАВЛИВАЕТ КОНТАКТ, ВЫЯВЛЯЕТ КАК ПОНИМАЕТ РЕБЕНОК ЕГО РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЕТ ЛИ ОН ФРАЗУ, ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ. САМА БЕСЕДА И УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА ПОМОГАЕТ СПЕЦИАЛИСТУ ПОЛУЧИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ УМСТВЕННОМ, РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА И О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ЛИЧНОСТИ. СЛЕДУЮЩИМ МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАБЛЮДЕНИЕ ЛОГОПЕДА ЗА РЕБЕНКОМ В ХОДЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРУЮ ОРГАНИЗУЕТ ЛОГОПЕД, ПРЕДЛАГАЯ ЕМУ МАТЕРИАЛ (ИГРУШКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, ИЛИ КАРТИНКИ ) СТАВЯ ПЕРЕД НИМ ЗАДАНИЯ ИГРОВОГО И УЧЕБНОГО ПЛАНА.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАДО ПРОВОДИТЬ ПО СХЕМЕ:
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКЕ РЕБЕНКА.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКЕ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОЛОСОВОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКЕ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ЗАНОСЯТСЯ В ПРОТОКОЛЫ. СОБРАННЫЕ ДАННЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗВОЛЯТ ЛОГОПЕДУ ПЛАНИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ГРУППОВУЮ РАБОТУ, НО И ОТОБРАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С НАИБОЛЬШИМ УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО КОГДА ВСЕ ПРОТОКОЛЫ НА ОБСЛЕДОВАНИЕ НА ОДНОГО РЕБЕНКА БУДУТ ВЕСТИСЬ ПО ОДНОЙ СХЕМЕ В ТЕЧЕНИИ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ЭТО ПОЗВОЛИТ СРАВНИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ ГОДА ПОЗВОЛЯТ УСТАНОВИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВСЕГО ПРОЦЕССА. ПОСЛЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРОВОДИТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА И КОНСУЛЬТАЦИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЕЙ ИНФОРМИРУЮТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ. ЛОГОПЕД РАССКАЖЕТ О ВОЗМОЖНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТ, О ПЛАНИРОВАНИИ, И ПОСОВЕТУЕТ КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ЖИЗНЬ СЕМЬИ, ЧТО БЫ НЕ ДОПУСКАТЬ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ В РЕЧИ. ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ ЧТО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, КОТОРЫЕ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, В БУДУЩЕМ УСПЕШНО УСВАИВАЮТ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ. ПЕДАГОГИ РАСКРЫВАЮТ РОДИТЕЛЯМ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА И РЕКОМЕНДУЮТ ОПТИМАЛЬНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ, В ЭТОМ ИХ ЗАДАЧА.
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.