" ЗВУКИ - СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛИ"
ЗВУКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ В ОТЛИЧИИ ОТ СЛОВ, СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЛИШЕНЫ ЗНАЧЕНИЯ, ТО ЕСТЬ НЕ ЧЕГО НЕ ОБОЗНАЧАЮТ. НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МНОГИЕ ИЗ НИХ ИМЕЮТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАЧЕНИЮ. С ПОМОЩЬЮ ЗВУКОВ МЫ РАЗЛИЧАЕМ СЛОВА. ЕСЛИ ПЕРЕПУТАТЬ ЗВУКИ, ТО СМЫСЛ СЛОВА ИСКАЗИТСЯ. ТАКИЕ ЗВУКИ, ПОМОГАЮЩИЕ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, НАЗЫВАЮТСЯ ФОНЕМАМИ. НАПРИМЕР: СЛОВО "ДОМ", ЕСЛИ ЗАМЕНИТЬ В ЭТОМ СЛОВЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК, ТО МОГУТ ПОЛУЧИТСЯ НОВЫЕ СЛОВА , ТАКИЕ КАК "КОМ, СОМ, ЛОМ, ТОМ" И ДРУГИЕ. А ТЕПЕРЬ В ЭТОМ ЖЕ СЛОВЕ ЗАМЕНИМ ВТОРОЙ ЗВУК, И ПОЛУЧИТСЯ НЕ ТАК МНОГО СЛОВ: "ДЫМ, ДАМ". ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ЗАМЕНИТЬ И ПОСЛЕДНИЙ, ТРЕТИЙ ЗВУК В СЛОВЕ "ДОМ". СКОЛЬКО У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВ?"ДОН, ДОГ, ДОК (ПОРТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ РЕМОНТА СУДОВ), ДОЛ (УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО "РАВНИНА"). ВОТ КАК МОЖЕТ БЫТЬ! МЕНЯЕМ ОДИН ЗВУК, А ПОЛУЧАЕМ СОВСЕМ ДРУГОЕ СЛОВО. И КАЖДЫЙ ИЗ ЗВУКОВ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА ПО СМЫСЛУ. ЭТИ ЗВУКИ И ЯВЛЯЮТСЯ ФОНЕМАМИ. А МНОГО ЛИ ФОНЕМ В ЯЗЫКЕ? ПРИМЕРНО 39. НЕКОТОРЫЕ УЧЕННЫЕ НАЗЫВАЮТ И 42, И 43, НО ЭТО КАК ГОВОРИТСЯ, ЧАСТНОСТИ). ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ ПРЕКРАСНО СПРАВЛЯЮТСЯ С СОЗДАНИЕМ САМЫХ РАЗНЫХ ПО СМЫСЛУ СЛОВ.
- СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ, ИХ 34
[Б]-[Б'], [В]-[В'], [Г], [Д]-[Д'], [Ж]-[Ж'], [З]-[З'], [I], [К], [Л]-[Л'], [М]-[М'], [Н]-[Н'], [П]-[П'], [Р]-[Р'], [С]-[С'], [Т]-[Т'], [Ф]-[Ф'], [Х], [Ц], [Ч'], [Ш]-[Ш']
- ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ, ИХ ВСЕГО 5
[А][Э][О][У][И]
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ФОНЕМАМИ.
"УБЕРИ ОДНУ ФОНЕМУ"
ВЫНЬТЕ ПО ОДНОЙ ФОНЕМЕ ИЗ КАЖДОГО СЛОВА. СДЕЛАЕТЕ ЭТО ТАК, ЧТО БЫ ИЗ ОСТАВШИХСЯ ФОНЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО. НАПРИМЕР: ГОРСТЬ - ГОСТЬ; ХВАЛИЛ, ПОЛК, СЛАВОЧКА, ВСЛАСТЬ, КЛАВА, КРАСКА, ИВОЛГА, СКЛОН, КОВАЛ,ЭКРАН, БЕДА, ТЕПЛО, ВЛАД, И ТД.
"ДОБАВЬ ФОНЕМУ"
ОДНУ ФОНЕМУ НАДО ДОБАВИТЬ В КАЖДОЕ СЛОВО, ЧТО БЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО. НАПРИМЕР: ШАР - ШАРФ; ЛАРА, РУБКА, РОСТ, ДАР, ЛИЦА, СТОЛ, КЛАД, ЛАПА, УСЫ, ЛАД, УКУС, РАД, РАЧОК, БИЛ,РОЛИКИ И Т.Д.
"ЗАМЕНИ ФОНЕМУ"
НАДО ЗАМЕНИТЬ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ СЛОВАХ ОДНУ СОГЛАСНУЮ ФОНЕМУ НА ДРУГУЮ, ТАК ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО. НАПРИМЕР:КОРЖ - МОРЖ; НОГТИ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, КИСКА, ПЕСОК, ГАЛКА, ОРЕЛ, НОРКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО, РАМОЧКА. И Т.Д.
"ПРИСТАВЬ БУКВУ"
В НАЧАЛО ИЛИ КОНЕЦ СЛОВА НАДО ПОДСТАВИТЬ ЗВУКО-БУКВУ ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ СЛОВО. НАПРИМЕР: РОЗА (Г) - ГРОЗА, ВОЛ (К), ОСЫ (К), КОРЬ (Я), ПАР (К), УТКА (Ш), КРАН (Э), СТОЛ (Б), СТО (Г), ОЧКИ (Т), ВРАГ (О), УХА (М), И Т.Д.
"ОЗОРНЫЕ ФОНЕМЫ"
ВЫ ЗНАЕТЕ, КАКУЮ ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ФОНЕМЫ. ТОЛЬКО СТОИТ ОДНУ ФОНЕМУ ПРОПУСТИТЬ ИЛИ ПОМЕНЯТЬ НА ДРУГУЮ, СРАЗУ НАСТУПАЕТ ПУТАНИЦА. ВОТ КАКАЯ ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ ПРОИЗОШЛА В ОДНОЙ СЕМЬЕ. ДЕВОЧКА ПЕРВОКЛАССНИЦА ГОВОРИТ СВОЕМУ ДЕДУШКЕ: - ДЕДУШКА, ПОСМОТРИ ЧТО Я НАРИСОВАЛА!
ДЕДУШКА СПРОСИЛ: - А ЭТО КТО?
- ТЫ ДЕДУШКА. И ПОРТФЕЛЬ С УЧЕБНИКАМИ... А ПОЧЕМУ ТЫ СМЕЕШЬСЯ?
ДЕДУШКА ОТВЕТИЛ: - УЖ ОЧЕНЬ СМЕШНЫЕ ТВОИ ПОДПИСИ, МАШЕНЬКА. ТЫ НАВЕРНО ТОРОПИЛАСЬ И НЕ ПРАВИЛЬНО НАПИСАЛА. ЗА МЕСТО ПОРТФЕЛЯ С УЧЕБНИКАМИ, ТЫ НАПИСАЛА ПОРТФЕЛЬ С УЧЕНИКАМИ.
" ЧУДЕСА" (А.САНИН)
ПРОЧИТАЙТЕ ШУТЛИВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ. ОТВЕТЬТЕ ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛИ ТАКИЕ ЧУДЕСА? БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВАМ В ТЕКСТЕ, ОНИ ПОДСКАЖУТ ВАМ ОТВЕТ.
ДЫМ НА УЛИЦЕ СТОИТ,
ДОМ ИЗ ТРУБ ЕГО ВАЛИТ.
НА ЧЕРДАК ЗАЛЕЗЛА ЛОЖКА,
СО СТОЛА УПАЛА КОШКА.
В ДЕНЬ ВЕСЕННИЙ У ВОРОТ
НАЧАЛ ДРУЖНО ТАЯТЬ МЁД.
ПИРОГИ ПЕКУТСЯ В РЕЧКЕ.
РЫБАКИ СИДЯТ У ПЕЧКЕ.
ПУТНИК В ГОРОД ШЕЛ МЕШКОМ.
ВЫ СЛЫХАЛИ О ТАКОМ?
КТО НЕ ВЕРИТ ЧУДЕСАМ,
УБЕДИТСЯ МОЖЕТ САМ.
" КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?"
ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК ИЗ ВЕСЕЛОГО СТИХОТВОРЕНИЯ А.ШУБАЕВА. НАЗОВИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ЗАБЛУДИЛСЯ ЗВУК. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКОЙ ЭТО ЗВУК. ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО? ЖУЧКА БУДКУ НЕ ДОЕЛА:
НЕОХОТА. НАДОЕЛО.....
НА ПОЖЕЛТЕВШУЮ ТРАВУ
РОНЯЕТ ЛЕВ СВОЮ ЛИСТВУ.
МАМА С БОЧКАМИ ПОШЛА
ПО ДОРОГЕ ВДОЛЬ СЕЛА.
СИНЕЕТ МОРЕ ПЕРЕД НАМИ,
ЛЕТАЮТ МАЙКИ НАД ВОЛНАМИ.
СЕЛИ В ЛОЖКУ И - АЙДА! -
ПО РЕКЕ ТУДА - СЮДА ...
НА БОЛОТЕ НЕТ ДОРОГ.
Я ПО КОШКАМ СКОК ДА СКОК!
НА ВОЛКЕ - СМЕТАНА, ТВОРОГ, МОЛОКО.
И РАД БЫ ПОЕСТЬ, ДА ДОСТАТЬ НЕЛЕГКО.
" ПРЕВРАТИМ ВОЛКА В КОЗУ"
СОСТАВЛЯЕТСЯ РЯД СЛОВ, КАЖДОЕ ИЗ КОТОРЫХ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩЕГО ТОЛЬКО ОДНОЙ БУКВОЙ. НАПРИМЕР: ВОЛК - ПОЛК - ПОЛА - ПОРА - КОРА - КОЗА. ПРИ ЭТОМ НАДО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
1. В СЛОВЕ НУЖНО МЕНЯТЬ ТОЛЬКО ОДНУ БУКВУ;
2.НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСТАВЛЯТЬ БУКВЫ,УДЛИНЯТЬ ИЛИ УКОРАЧИВАТЬ СЛОВО;
3. НАЧАЛЬНЫЕ И КОНЕЧНЫЕ СЛОВА ЦЕПОЧКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ СВЯЗЬ.
НОЧЬ-ДЕНЬ
НОЧЬ - НОЛЬ - СОЛЬ - СОЛО - СЕЛО - СЕНО - СЕТЬ - ДЕТЬ - ДЕНЬ.
РОЖЬ - МУКА
РОЖЬ - ЛОЖЬ - ЛОЖА - ЛУЖА - ЛУНА - ЛУЗА - МУЗА - МУКА.
РЕКА-МОРЕ
РЕКА - РУКА - МУКА - МУЗА - ЛИЗА - ЛУЖА - ЛОЖА - КОЖА - КОРА - ГОРА - ГОРЕ - МОРЕ.
ТАК ЖЕ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ СО СЛОВАМИ : ЭХО-ХОР; РОТА - ПОЛК; ПЯТЬ - СЕМЬ; ПОЭТ - ЛУНА; ВОЛК - ТИГР; БАСНЯ - ПЕСНЯ;
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
МЕТАГРАММЫ
В МЕТАГРАММАХ ЗАДАННОЕ СЛОВО УЗНАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАМЕНЫ ОДНОГО ЗВУКА ДРУГИМ.
- МНЕ НЕДОЛГО ИЗМЕНИТЬСЯ:С "С" - Я РЫБА, С "Ф" - Я ПТИЦА. (САЗАН- ФАЗАН)
- НАЙТИ МЕНЯ - ПРОСТОЕ ДЕЛО,КАК НИ ХИТРИ: Я С "Б" ВСЕГДА СНАРУЖИ ТЕЛА, А С "К" - ВНУТРИ. (БРОВЬ- КРОВЬ)
- СО ЗВУКОМ "С" Я НЕ ВКУСНА, НО В ПИЩЕ КАЖДОМУ НУЖНА. С "М"- БЕРЕГИСЬ МЕНЯ, НЕ ТО Я СЪЕМ И ПЛАТЬЕ, И ПАЛЬТО. (СОЛЬ-МОЛЬ) И Т. Д.
АНАГРАММЫ
В АНАГРАММАХ СЛОВА РАЗГАДЫВАЮТ ПУТЕМ ПЕРЕСТАНОВКИ ЗВУКО- БУКВ.
- ЗАДАЧУ ТЫ РЕШИШЬ СВОБОДНО: Я НЕ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЛИЦА.
НО ПРОЧИТАЙ МЕНЯ С КОНЦА- ВО МНЕ УВИДИШЬ, ЧТО УГОДНО.
(НОС-СОН) - Я В ПРУДУ ЖИВУ, ЖИРЕЮ, ПЕРЕСТАВЬТЕ БУКВЫ - ВМИГ
ПРЕВРАЩУСЬ Я И В АЛЛЕИ,
И В ЛУЖАЙКЕ, И В ЦВЕТНИК.
(КАРП-ПАРК) И Т.Д.
ЛОГОГРИФЫ
В ЛОГОГРИФАХ ЗАГАДАННОЕ СЛОВО УЗНАЕТСЯ ПУТЕМ ПРИБАВЛЕНИЯ ИЛИ ОТБРАСЫВАНИЯ ЗВУКА ИЛИ СЛОГА.
- Я - СИНОНИМ ОСЬМИНОГА,
А БЕЗ "С" - В МЕТЛЕ НАС МНОГО. (СПРУТ - ПРУТ)
- Я СМЕРТЬ И РАЗРУШЕНЬЕ СЕЮ, НЕСУ Я ГИБЕЛЬ В ДНИ ВОЙНЫ. НО "О" ПРИБАВЬ - И Я ПОВЕЮ, ПОКОЕМ МИРНОЙ ТИШИНЫ. (ПУШКА- ОПУШКА)
И Т.Д.