Некоторые особенности развития речи детей третьего года жизни

ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ ОСНОВНУЮ РОЛЬ В ИЗМЕНЕНИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ИГРАЕТ РЕЧЬ И СВОЕВРЕМЕННОЕ ЕЕ РАЗВИТИЕ. ПРИ УМЕЛОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ РЕЧЬ РЕБЕНКА СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО. ЕСЛИ К ДВУМ ГОДАМ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ 300 СЛОВ, ТО К ТРЕМ - ЕГО СЛОВАРЬ РАСШИРЯЕТСЯ ДО 1000 И БОЛЬШЕ СЛОВ. ОН НАЧИНАЕТ УПОТРЕБЛЯТЬ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЧТИ НЕ УПОТРЕБЛЯЕТ ОБЛЕГЧЕННЫХ СЛОВ. РАСШИРЯЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЗРОСЛОГО СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, ДЕТИ НАУЧАТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ ТОГО ИЛИ ДРУГОГО ЯВЛЕНИЯ, ПОНИМАТЬ И САМИМ ЗАДАВАТЬ МНОГО РАЗНООБРАЗНЫХ ВОПРОСОВ: "А ЗАЧЕМ ДЯДЯ ПРИШЕЛ?", "ТЫ НА ЧЕМ ПРИЕХАЛА, НА ТРАМВАЕ ИЛИ НА АВТОБУСЕ?", "ВИДИШЬ, ТЕТЯ КАКАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ",- ГОВОРИТ СВЕТА ( 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ ), РАССМАТРИВАЯ КАРТИНКУ. "ВОТ ОНА ПЛАЧЕТ, БЕДНАЯ, СЛЕЗЫ ВЫТИРАЕТ, СЛЕЗЫ..." ( ПРИ ЭТОМ САМА ТРЕТ ГЛАЗА И ПОДРАЖАЕТ ПЛАЧУ).  РЕБЕНОК МОЖЕТ ДАВАТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ, РУКОВОДСТВУЯСЬ СВОИМ ОПЫТОМ, ПРИМЕР ТА ЖЕ ТАНЯ НА ВОПРОС:" ПОЧЕМУ ТЕТЯ ПЛАЧЕТ?"- ОТВЕЧАЕТ: "УШИБЛАСЬ, РУЧКА БОЛИТ", - ХОТЯ ПО КАРТИНКЕ ЭТОГО НЕ ВИДНО. ПО ВЫСКАЗЫВАНИЯМ ДЕТЕЙ МОЖНО СРАЗУ СУДИТЬ О КРУГЕ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОБЪЕМЕ ИХ ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ. ДЕТИ ДОМА РЕБЕНКА, УСЛЫШАВ ОТ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦЫ, ЧТО "КОРОВУШКА МОЛОКО ДАЕТ И КОЗА ТОЖЕ", "А ЧАЙ КТО ДАЕТ?". РЕБЕНОК В СЕМЬЕ ЕЖЕДНЕВНО НАБЛЮДАЮЩИЙ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЧАЯ ДОМА, НЕ ЗАДАЕТ ТАКОГО ВОПРОСА. НА ОСНОВАНИИ ОПЫТА, УМЕНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО РАССМАТРИВАТЬ, А ТАКЖЕ БЛАГОДАРЯ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У РЕБЕНКА ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛОЖНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ, И ОН НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ И УПОТРЕБЛЯТЬ ТАКИЕ СЛОВА, КАК "МЕБЕЛЬ", "ИГРЫ". РЕБЕНОК НЕ ТОЛЬКО СРАВНИВАЕТ ПРЕДМЕТЫ, НО И ВЫРАЖАЕТ СЛОВАМИ РЕЗУЛЬТАТ СВОИХ НАБЛЮДЕНИЙ. МАРИНА  (2ГОДА 7 МЕСЯЦЕВ ), РАССМАТРИВАЯ КАРТИНКУ, ГОВОРИТ: " ЛИЦО КРАСНОЕ, ПЛАТЬЕ КРАСНОЕ И ТУТ КРАСНОЕ, ПОЧЕМУ ВСЕ КРАСНОЕ?" ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ПРОСИТ ВОВУ (2ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ) НАЙТИ КАРТИНКУ, НА КОТОРОЙ ИЗОБРАЖЕНА КАСТРЮЛЯ. ОН НЕ МОЖЕТ НАЙТИ И ПОДАЕТ ЧАЙНИК, ГОВОРЯ: "ВОТ ЭТО ПОХОЖЕ" ОН ЖЕ УВИДЕВ МУЖЧИНУ С БОРОДОЙ, УЛЫБАЯСЬ, ЗАЯВИЛ: "У КОЗЛА БОРОДА И У ДЯДИ БОРОДА". РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТЕСНО СВЯЗАНО С ЕГО ЗНАНИЯМИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, ЖИЗНЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ, НОВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ. НО ВОСПРИНЯТЬ ОКРУЖАЮЩЕЕ С НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛНОТОЙ ОН МОЖЕТ ЛИШЬ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО, КОТОРЫЙ НЕ ТОЛЬКО НАЗЫВАЕТ ЕМУ ТО, ЧТО РЕБЕНОК ВИДИТ,  НО И ОБРАЩАЕТ ЕГО ВНИМАНИЕ НА ОКРУЖАЮЩЕЕ, ОБЪЯСНЯЕТ ЕМУ. БЛАГОДАРЯ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО, РЕБЕНОК ВЫДЕЛЯЕТ МНОЖЕСТВО ВПЕЧАТЛЕНИЙ ТО, НА ЧТО НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, СПОСОБЕН ОСМЫСЛИТЬ ТО, ЧТО ВИДИТ. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РЕЧИ ДОЛЖНО В ОСНОВНОМ ПОВТОРЯТЬ, УГЛУБЛЯТЬ ИЛИ ДОПОЛНЯТЬ ТО, С ЧЕМ РЕБЕНОК ЗНАКОМИТСЯ В ПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДОЛЖНО ИДТИ НЕ САМОТЕКОМ, ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ, А ПЛАНИРОВАТЬСЯ, НАМЕЧАТЬСЯ ЗАРАНЕЕ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТОГО НАДО СТРОИТЬ И ПЛАН ЗАНЯТИЙ РЕЧИ. ЕСЛИ НЕ ВСЕГДА МОЖНО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКУ, С ЧЕМ МЫ ХОТИМ ЕГО ПОЗНАКОМИТЬ В ЖИЗНИ, ТО НАДО ХОТЯ БЫ ПОКАЗАТЬ ЕМУ ЭТО НА ИГРУШКАХ ИЛИ НА КАРТИНКЕ. ПРИМЕР, РЕБЕНОК УЖЕ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ЛЕС, ЧТО В ЛЕСУ ЖИВУТ ЗВЕРИ, РАСТУТ ЯГОДЫ, ГРИБЫ, УЗНАЕТ ПО ВИДУ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ-ВОЛКА, ЛИСУ, ЗАЙЦА, ХОТЯ САМ В ЛЕСУ ОН И НЕ БЫЛ И ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ВИДЕЛ. ПОСТЕПЕННО ИЗ РАССКАЗОВ, РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ОН УЗНАЕТ И О ХАРАКТЕРЕ, ПОВАДКАХ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ ( ВОЛК ЗЛОЙ, ЛИСИЧКА ХИТРАЯ, ЗАЙКА ДОБРОДУШНЫЙ ТРУСИШКА ), ХОТЯ ЛИШЬ В КОНЦЕ ТРЕТЬЕГО ГОДА МОЖНО ПОКАЗАТЬ ЕМУ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ В ЗООЛОГИЧЕСКОМ САДУ. ВСЕ РАЗДЕЛЫ РАСШИРЕНИЯ КРУГА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ( ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ ), КАК ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ, СМЕНОЙ СУТОК ( ВЧЕРА, ЗАВТРА, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ), СМЕНОЙ ВРЕМЕН ГОДА И ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ, С УЛИЦЕЙ (ТРАНСПОРТ, ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ, МАГАЗИНЫ, ТРУД ВЗРОСЛЫХ, НАБЛЮДАЕМЫЙ НА УЛИЦЕ ), ПОПУТНО ДАЮТ РЕБЕНКУ ПОНЯТИЕ О ДОСТУПНЫХ ДЛЯ НЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЛЮДЕЙ И ЭМОЦИЯХ (ЛЮБИТ, ЛАСКОВЫЙ, СЕРДИТЫЙ, ОЗАБОЧЕННЫЙ, ГРУСТНЫЙ), ЗНАКОМСТВО С ЛЕСОМ, САДОМ, ДВОРОМ, ЖИВОТНЫМИ, ДИКИМИ И ДОМАШНИМИ, С БЫТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ И ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА - ВСЕ ЭТО ДОЛЖНО НАЙТИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧИ, ИХ СОДЕРЖАНИИ.

 
Статья прочитана 524 раз(a).
 
Комментарии к записи "Некоторые особенности развития речи детей третьего года жизни"
Оставить комментарий
  • Светлана пишет...
    10.11.2015 в 23:32

    Спасибо автору за статью, очень познавательно, особенно для молодых мам и пап )

Оставьте свой отзыв!