Обучение чтению

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ К ШКОЛЕ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ НА МАТЕРИАЛЕ ВСЕГО АЛФАВИТА. НЕОБХОДИМО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВЛАДЕТЬ ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ СЛОВ, ЗНАТЬ СОГЛАСНЫЕ-ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. УЧИТЬ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЗВУКИ ПО ЗВУЧАНИЮ, МЯГКИЙ-ТВЕРДЫЙ, ГЛУХОЙ-ЗВОНКИЙ. В ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ЭТО ИГРА, ТОЛЬКО В ИГРОВОЙ ФОРМЕ НУЖНО УЧИТЬ ДЕТЕЙ. БЫСТРОЕ, УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ БУКВ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ ПРИ ДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛЕДУЮЩИХ ФУНКЦИЙ:
1. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ( РАЗЛИЧЕНИЕМ ФОНЕМ ) ;
2. ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ( ВОЗМОЖНОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ЗВУКА ИЗ РЕЧИ );
3. ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ( СПОСОБНОСТИ ОПРЕДЕЛЯТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЕ БУКВ );
4. ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
5. ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ( ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВ ).
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО СЛОГАМ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ВЕРНЫМ МЕТОДОМ. ЕСЛИ ДО БУКВЕННЫЙ ЭТАП ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА НЕ БЫЛ ПРОЙДЕН СЛИШКОМ БЫСТРО, ТО С ЛОГОВОМ ЧТЕНИИ РЕБЕНКА ВЫ НЕ УСЛЫШИТЕ ТАК НАЗЫВАЕМОГО РУБЛЕНОГО СЛОГА, НАПОМИНАЮЩУЮ ОТРЫВИСТУЮ АРМЕЙСКУЮ КОМАНДУ: КРУ!- ГОМ!, НА!-ПРА!-ВО!. РЕБЕНОК ЧИТАЕТ СЛОВА МЕДЛЕННО, ПРОТЯЖНО, ПЕРЕТЕКАЯ ОТ ОДНОГО СЛОВА К ДРУГОМУ СЛОГУ: ССОООСССННННААА.... РУБЛЕНЫЙ СЛОГ ОПАСЕН: ОН ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЯЕТ ПЕРЕХОД ОТ СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ К ЧТЕНИЮ УСТНЫМИ СЛОВАМИ. ДЕТЕЙ У КОТОРЫХ ПОЧЕМУ-ЛИБО СЛОЖИЛАСЬ ТАКАЯ МАНЕРА ЧТЕНИЯ, ПРИХОДИТСЯ ВОЗВРАЩАТЬ НАЗАД-К ДО БУКВЕННОМУ ПЕРИОДУ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И УЧИТЬ ИХ ПРОПЕВАНИЮ,  ИНТОНИРОВАНИЮ ЗВУКОВ В СЛОВЕ. ПОЮЩЕЕ ПРОТЯЖНОЕ СЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ ЛЕГКО РАЗВИВАЕТСЯ И ПРОГРЕССИРУЕТ. НО ДАЛЕКО НЕ У ВСЕХ ДЕТЕЙ ОНО РАЗВИВАЕТСЯ, УСКОРЯЕТСЯ САМО СОБОЙ, ПО МЕРЕ ТРЕНИРОВКЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ОПЫТА ЧТЕНИЯ НЕСКОЛЬКИХ СОТ ИЛИ ТЫСЯЧИ СЛОВ. НУЖНО ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ БАРЬЕР НА ПУТИ К БЕГЛОМУ ЧТЕНИЮ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?. КАК Я ГОВОРИЛА РАНЬШЕ, ЧТО ШАГ ОТ НЕУМЕНИЯ ЧИТАТЬ К ЧТЕНИЮ СЛОВ, К ОТКРЫТИЮ СПОСОБОВ СОЕДИНЕНИЯ СОГЛАСНОЙ С ГЛАСНЫМ СВЯЗАН С ИНТУИТИВНЫМ СКАЧКОМ, ДОГАДКОЙ, ОЗАРЕНИЕМ РЕБЕНКА. А ИНТУИЦИИ ВЗРОСЛЫЙ НЕ СМОЖЕТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА, А МОЖЕТ ПОКАЗАТЬ КАК НАДО ЭТО ДЕЛАТЬ. ИНТУИТИВНУЮ ДОГАДКУ РЕБЕНКА МОЖНО ЛИШЬ ОБЛЕГЧИТЬ, УСКОРИТЬ. ТАК ЖЕ ДЕЛО ОБСТОИТ И СО ВТОРЫМ ИНТУИТИВНЫМ СКАЧКОМ, НОВОЙ ПЕРЕСТРОЙКОЙ СПОСОБА ЧТЕНИЯ, КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ РЕБЕНКА ОТ СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ К ЧТЕНИЮ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ. ПЕРЕХОДУ К ЧТЕНИЮ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ ОБЛЕГЧИТ И УСКОРИТ РЕБЕНКА С УДАРЕНИЕМ, КОТОРОЕ КАК БЫ СКРЕПЛЯЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОГИ В ЦЕЛОСТНОЕ СЛОВО. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО С УДАРЕНИЕМ БЫЛО УЖЕ НАЧАТО В ДО БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ, ВЫДЕЛЯЯ В КАЖДОМ СЛОВЕ ГОЛОСОМ УДАРЕНИЕ. НЕ ПЛОХОЙ ТРЕНИРОВКОЙ В ПОИСКЕ УДАРЕНИЙ МОЖЕТ СТАТЬ ИГРА "УКРОТИТЕЛЬ" РЕБЕНОК УКРОТИТ БИЗОНА, ЕСЛИ УСПЕЕТ БЫСТРО ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ НА КАРТОЧКЕ СО СЛОВОМ "БИЗОН" ЕСЛИ УДАР ( УДАРЕНИЕ ) НАНЕСЕН НЕДОСТАТОЧНО БЫСТРО ИЛИ МЕТКО, ДРЕССИРОВЩИК БУДЕТ РАНЕН ( НЕ ОПАСНО ). ПОСЛЕ ДЕСЯТИ РАН ДРЕССИРОВЩИК ВРЕМЕННО СНИМАЕТСЯ С ОПАСНОЙ РАБОТЫ И ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ДРУГУЮ РАБОТУ - ПАСТИ СТАДО. ПАСТУХ ПОДЗЫВАЕТ ЗАБЛУДИВШИХСЯ КОРОВ: "ЗВЕЗДОЧКА", "ЗОРЬКА", "АПРЕЛЬКА". ЕСЛИ ПАСТУХ ПОСТАВИТ УДАРЕНИЕ ПРАВИЛЬНО С ИМЕНЕМ КОРОВЫ, ОНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В СТАДО. ОПИРАЯСЬ ТОЛЬКО НА ОПЫТ ПОДОБНЫХ ИГР, РЕБЕНОК МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОМОЩЬ ПРИ ЧТЕНИИ.

1. ПРИСТУПАТЬ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАИ, ЕСЛИ УСТНАЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА РАЗВИТА ДОСТАТОЧНО;
2. НЕ НАДО ЗАУЧИВАТЬ С ДЕТЬМИ ВСЕ БУКВЫ АЛФАВИТА СРАЗУ;
3. НУЖНО ЗАКРЫВАТЬ ОТ ЧИТАЮЩЕГО БЕЛЫМ ЛИСТОМ БУМАГИ, ЧАСТИ ТЕКСТА ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА;
4. ЧИТАЕМОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТУПНО, ПОНЯТНО РЕБЕНКУ;
5. РЕБЕНКА УЧИТЬ НУЖНО ЧИТАТЬ В СТОЛБИК ИЛИ В СТРОЧКУ, ВОДЯ ПАЛЬЧИКОМ ОТ ОДНОЙ БУКВЫ ГЛАСНОЙ К ДРУГОЙ, СОЕДИНЯЯ ИХ ДОРОЖКОЙ;
6. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ СЛОГ СЛИТНО, А НЕ ПО ОТДЕЛЬНОЙ БУКВЕ;
7. НЕ НАДО УВЛЕКАТЬСЯ МЕХАНИЧЕСКИМ СОЕДИНЕНИЕМ БУКВ В ОДИН СЛОГ, ПРИМЕР, "М" И "А", КАК БУДЕТ ВМЕСТЕ;
8. НУЖНО НАПОМИНАТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ПЕРВЫЙ ЗВУК НАДО ТЯНУТЬ "ммм", ДОБЕЖАТЬ ДО ВТОРОЙ БУКВЫ, ПРОЧИТАТЬ ЕЕ, НЕ РАЗРЫВАЯ ДОРОЖКИ;
9. НЕ ДОПУСКАТЬ ЧТЕНИЮ СЛОГОВ ПО БУКВЕННО, Т.К. ДЕТИ ПОТОМ ДОЛГО НЕ МОГУТ ОВЛАДЕТЬ СЛИТНЫМ ПО СЛОГОВЫМ ЧТЕНИЕМ;
10. ПРОЧТЕНИЕ СЛОГОВ ИЗ ТРЕХ БУКВ ПРЕДЛАГАТЬ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА РЕБЕНОК СВОБОДНО ЧИТАЕТ СЛОГИ ИЗ ДВУХ БУКВ;
11. МНОГО КРАТНОЕ ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОДНОТИПНЫХ СЛОГОВ ПОДДЕРЖИВАЕТ СКЛОННОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ДОГАДКЕ ЧИТАТЬ;
12. ПОСЛЕ ПРОЧИТАННОГО СЛОГА ПОПРОСИТЬ РЕБЕНКА ПОВТОРИТЬ ПРОЧИТАННОЕ, А ПОТОМ СПРОСИТЬ: ЭТО СЛОВО ИЛИ НЕТ;
13. ЧТЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ ДВУХ. ТРЕХ СЛОВ ВЫЗЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТРУДНОСТИ. ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ПЕРВОГО СЛОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОПРОСИТЕ РЕБЕНКА ПРОЧИТАТЬ ПЕРВОЕ СЛОВО, А ПОТОМ ПРОЧИТАТЬ ВТОРОЕ СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ДВУХ СЛОВ НАДО ВЕРНУТСЯ К НАЧАЛУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЧИТАТЬ ПОДРЯД ТРИ СЛОВА;
15. НАДО УЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫКЛАДЫВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗ БУКВ РАЗРЕЗНОЙ АЗБУКИ СЛОГИ, СЛОВА;
16. ЕСЛИ РЕБЕНКУ ТЕКСТ ДАЕТСЯ ТРУДНО, НАДО РАЗБИТЬ ЕГО НА СЛОГИ.
ПРИ ОЦЕНКИ ЧТЕНИЯ, А ТАК ЖЕ И ПРИ ОЦЕНКИ ЛЮБЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА, НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ-ТРЕБОВАНИЯ, НЕ НАДО ЗАВЫШАТЬ ИХ, ЗНАТЬ РЕАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕБЕНКА И ЕГО ДОСТИЖЕНИЙ, РАДОВАТЬСЯ КАЖДОМУ УСПЕХУ И НЕ НАДО ОЦЕНИВАТЬ НЕ УСПЕХ НА ЯЗЫКЕ ШКОЛЫ И ОТМЕТОК, ПРИМЕР ЧТЕНИЕ НА ДВОЙКУ ИЛИ ТРОЙКУ. ЭТИМ ВЫ МОЖЕТЕ ОТПУГНУТЬ РЕБЕНКА ОТ ШКОЛЫ. А НАДО ВОТ ТАК: "ХОРОШО", "МОЛОДЕЦ", "УЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ БЫСТРЕЕ"

 
Статья прочитана 85 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!