В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, ОТМЕЧАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ. ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ. ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПОМОЩЬ, КОТОРУЮ МОЖНО ОКАЗАТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ДЕТЯМ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НАЧИНАЯ С РАННЕГО ВОЗРАСТА. В ОСНОВУ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ ПОЛОЖЕН МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА - ЭТО СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, В КОТОРЫХ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (КОРПУСА, ГОЛОВЫ, РУК, НОГ) СОЧЕТАЮТСЯ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА. В ПЛАНИРОВАНИИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИНЦИП КОНЦЕНТРИЧЕСКОГО НАРАЩИВАНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ ИЗУЧАЕМЫХ ЕЖЕГОДНО ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ ( ВРЕМЕНА ГОДА, САД-ОГОРОД, ПРОФЕССИИ, НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ, ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ, ДОМАШНИХ И ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И Т.Д) . ОСНОВА ЗАНЯТИЙ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ: СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ, ВООБРАЖАЕМОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЛИ ЭКСКУРСИЯ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ, СЮЖЕТНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ТЕМАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МАЛЫШЕЙ К ЛОГОРИТМИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ, А ЗНАЧИТ, ПОМОГАЮТ ДОСТИГНУТЬ ЛУЧШЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАБОТА НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА, ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЕМЫ МАССАЖА, ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ). В КАЖДОМ ЗАНЯТИИ ВКЛЮЧАЮТСЯ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ИЛИ МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ. ПО НАСЫЩЕННОСТИ АКУПУНКТУРНЫМИ ЗОНАМИ КИСТЬ НЕ УСТУПАЕТ УХУ ИЛИ СТОПЕ. В ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ СУЩЕСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЯ, ЧТО МАССАЖ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА ПОВЫШАЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА, УКАЗАТЕЛЬНОГО - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЖЕЛУДКА, СРЕДНЕГО - НА КИШЕЧНИК, БЕЗЫМЯННОГО - НА ПЕЧЕНЬ И ПОЧКИ, МИЗИНЦА - НА СЕРДЦЕ.ВКЛЮЧАЯ В ЗАНЯТИЯ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ, С НАЧАЛО РЕКОМЕНДУЕМ ПОДБИРАТЬ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ФИКСАЦИИ ВЗГЛЯДА НА ПАЛЬЦЕ, ПАЛОЧКЕ ИЛИ ДРУГИХ ПРЕДМЕТАХ, ТАК КАК ДЕТЯМ СЛОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ, ПРОСЛЕЖИВАТЬ ИХ ДВИЖЕНИЕ ВЗГЛЯДОМ, НЕ ПОВОРАЧИВАЯ ПРИ ЭТОМ ГОЛОВУ.
СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЙ:
- ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ, УПРАЖНЯЮЩИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ХОДЬБЫ, БЕГА; ТАНЕЦ (ХОРОВОД);
- РАЗУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ, СОПРОВОЖДАЕМОЕ ДВИЖЕНИЯМИ;
- ПЕСНЯ, СОПРОВОЖДАЕМАЯ ЖЕСТАМИ;
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА;
- МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ;
- МАССАЖ (СПИНЫ, РУК, НОГ И Т.Д ) ИЛИ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА
- ПОДВИЖНАЯ ИЛИ КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЮЖЕТА, ЗАНЯТИЕ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ ПОД ТИХУЮ, СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ, ЧИСТОГОВОРКИ, РЕЧЕВЫЕ ИЛИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ; ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ИЛИ ВНИМАНИЯ.
НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ РЕАЛИЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ - ПОЛОЖЕНИЕ ГУБ, ЯЗЫКА, ЗУБОВ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИЙ ИЗУЧАЕМОГО ЗВУКА;
- РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;
- РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА;
- РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ;
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ;
- ВЫРАБОТКА ЧЕТКИХ КООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЧЬЮ;
- РАЗВИТИЕ МЕЛОДИКО - ИНТОНАЦИОННЫХ И ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ, ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ.
ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРОВОДЯТСЯ ПО ПОДРАЖАНИЮ. РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НЕ ВЫУЧИВАЕТСЯ. ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ ЖЕЛАТЕЛЬНО,ЧТОБЫ ДЕТИ СТОЯЛИ ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГОМ В КРУГУ ИЛИ СИДЕЛИ ПОЛУКРУГОМ. ТАКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ДАЕТ ДЕТЯМ ХОРОШО ВИДЕТЬ ПЕДАГОГА, ДВИГАТЬСЯ И ПРОГОВАРИВАТЬ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ СИНХРОННО С НИМ. УСПЕШНОСТЬ РАБОТЫ ЗАВИСИТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОТ ОЩУЩЕНИЯ РАДОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ РЕБЕНКОМ НА ЗАНЯТИИ, ЧТОБЫ ДЕТИ С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДАЛИ СЛЕДУЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ. МУЗЫКА ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРЕКРАСНЫХ И ОЧЕНЬ СИЛЬНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ИМЕННО ЧЕРЕЗ НЕЕ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ. МУЗЫКА, СОПРОВОЖДАЮЩАЯ УПРАЖНЕНИЯ, ВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО ИХ ИСПОЛНЕНИЯ: УЛУЧШАЕТ ПЛАСТИЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ПРИДАЕТ ИМ МЯГКОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. А СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ОБРАЗА, НАВЕЯННОГО МЕЛОДИЕЙ, РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ РЕБЕНКА, ЕГО СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ. СЛУШАЯ МУЗЫКУ, РЕБЕНОК УЧИТСЯ РАЗЛИЧАТЬ ЕЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМП, РИТМ, А ТАКЖЕ ПОДЧИНЯТЬ СВОИ ДВИЖЕНИЯ ВСЕМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, У РЕБЕНКА ПРОИСХОДИТ КОРРЕКЦИЯ И УЛУЧШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ЧТО ВАЖНО ДЛЯ УСПЕШНОГО ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЛАНИРОВАТЬ РАБОТУ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ , МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗНАКОМИТСЯ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТОЙ МЕДИЦИНСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ВРАЧЕЙ, ЛОГОПЕДА, ПРОВОДИТ ДИАГНОСТИКУ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ЗАНОСЯТСЯ В ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ КАРТУ. СОГЛАСНО ЭТИМ ДАННЫМ ПЛАНИРУЕТСЯ РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ: ПОДБИРАЮТСЯ ЕЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК); РАЗНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ (ПОДГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ); ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВРЕМЕННАЯ НАГРУЗКА ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА. ДЛЯ ДЕТЕЙ С НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНО С ЛОГОПЕДОМ, ПСИХОЛОГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ РАЗРАБАТЫВАЮТ ПЛАНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ,КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ РАЗВИТИЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, СОГЛАСОВАНИЯ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПО РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ НА "ПЯТИМИНУТКАХ" ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ: ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ; ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА И ГОЛОСА; УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ; ИГРЫ ДЛЯ УСВОЕНИЯ РЕЧИ В ДВИЖЕНИЯМИ. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВНОСЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАНИРОВАНИЕ. ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ В РАМКАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЛОГОРИТМИКА. ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ ПРОВОДИТСЯ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ С УЧЕТОМ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ ИЗУЧАЕМОЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ. ЛОГОРИТМИКА ОСНОВАНА НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРЕХ КОМПОНЕНТОВ: СВЯЗЬ СЛОВА, МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ, БЛАГОДАРЯ КОТОРЫМ АКТИВНО УКРЕПЛЯЮТСЯ МЫШЦЫ, РАЗВИВАЮТСЯ ГОЛОСОВЫЕ ДАННЫЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ. ВВЕДЕНИЕ СЛОВА, ОСОБЕННО В СТИХОТВОРНЫХ ФОРМАХ, ОБЛЕГЧАЮТ ОВЛАДЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ, ТАК КАК РИТМ СТИХОТВОРНОЙ ПОМОГАЕТ СОХРАНИТЬ РИТМИЧНОСТЬ. СОЧЕТАНИЕ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ ЯВЛЯЕТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ КОМПОНЕНТОМ НА ПУТИ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ ДЕТЕЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОСТЕПЕННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ РЕБЕНКА ОТ НИЗКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ К БОЛЕЕ ВЫСОКОМУ.