1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕСКАЗА. РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ >.
РАССКАЗ > ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА 4 ЛЕТ:
>.
РАССКАЗ > ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА 5 ЛЕТ:
ЖУК ЗАХОТЕЛ НАПИТЬСЯ И СПУСТИЛСЯ К РУЧЬЮ. ВОЛНА ПОДХВАТИЛА ЕГО, И ОН НАЧАЛ ТОНУТЬ. ПРОЛЕТАВШАЯ МИМО ГОЛУБКА ЗАМЕТИЛА ЭТО И БРОСИЛА В РУЧЕЙ ВЕТКУ. ЖУК ВЗОБРАЛСЯ НА ЭТУ ВЕТКУ И СПАССЯ. НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ЖУК УВИДЕЛ, ЧТО ОХОТНИК ХОЧЕТ ПОЙМАТЬ В СЕТЬ ГОЛУБКУ. ОН ПОДПОЛЗ К НЕМУ И УКУСИЛ ОХОТНИКА В НОГУ. ОХОТНИК ВСКРИКНУЛ ОТ БОЛИ, ВЫРОНИЛ СЕТЬ. ГОЛУБКА ВСПОРХНУЛА И УЛЕТЕЛА >>.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.
МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУЖАТ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ. ПРИМЕР, >, >.
ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИЯ. РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СЮЖЕТНАЯ КАРТИНКА И ДАЕТСЯ ИНСТРУКЦИЯ: РАССМОТРИ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО КАРТИНКУ И ПОТОМ РАССКАЖИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА НЕЙ. СОСТАВЬ РАССКАЗ, КОТОРЫЙ БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ.... ( >, > ). ПРИ ВЫБОРЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ВСЕГДА СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ; И ИХ РЕЧЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ; ПОНЯТНОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ, ТОЧНОСТЬ СЮЖЕТА; КРАСОЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННЫХ КАРТИНОК ИЛИ КАРТИНОК.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.
МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУЖАТ СЕРИИ ИЗ 3-5 КАРТИНОК.
СЕРИЯ ИЗ 4 СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК >:
1 - МАЛЬЧИК ЛОВИЛ РЫБУ С ЛОДКИ, А СОБАКА СИДЕЛА НА БЕРЕГУ.
2 - ЛОДКА ПОКАЧНУЛАСЬ.
3 - МАЛЬЧИК УПАЛ В ВОДУ И СТАЛ ТОНУТЬ. СОБАКА БРОСИЛАСЬ В ВОДУ.
4 - СОБАКА СХВАТИЛА МАЛЬЧИКА ЗА МАЙКУ И ВЫТАЩИЛА ЕГО НА БЕРЕГ.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ. ОЦЕНИВАЕТСЯ РАССКАЗ С УЧЕТОМ:
- СООТВЕТСТВИЯ ЕГО ИЗОБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ ( НАЛИЧИЕ ДОБАВЛЕНИЙ, ИСКАЖЕНИЙ ) - 1 БАЛЛ;
- ЦЕЛОСТНОСТИ ( НАЛИЧИЕ ВСЕХ СМЫСЛОВЫХ ЗВЕНЬЕВ ) - 1 БАЛЛ;
- ПРАВИЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - 1 БАЛЛ;
- ПЛАВНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ: ПЕРЕДАЕТ СОДЕРЖАНИЕ БЕЗ ОСТАНОВОК, ДЛИТЕЛЬНЫХ ПАУЗ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ( ПРИМЕР: > И Т.П. ) - 1 БАЛЛ;
- ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИЗЛАГАЕМОГО - 1 БАЛЛ;
- ПОЛНОТЫ ПЕРЕСКАЗА ( НАЛИЧИЕ ПРОПУСКОВ ) - 1 БАЛЛ;
- ХАРАКТЕР ЯЗЫКОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ( ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ) - 1 БАЛЛ;
- СПОСОБА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ( С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ) - 1 БАЛЛ.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ - 8 БАЛЛОВ;
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ - 8 БАЛЛОВ;
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ - 8 БАЛЛОВ.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, МЕНЕЕ 3 БАЛЛОВ ).
НЕ ВЛАДЕЕТ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ, НЕ ВЫПОЛНЕНО ЗАДАНИЕ.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, 9-5 БАЛЛОВ ).
ПЕРЕСКАЗ СОСТАВЛЕН ПО НАВОДЯЩИМ ВОПРОСАМ. ЗНАЧИТЕЛЬНО НАРУШЕНА СВЯЗНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ. ОТМЕЧАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ ОШИБКИ, ПРОПУСКИ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ НАРУШАЕТСЯ. ОТМЕЧАЮТСЯ ОДНООБРАЗИЕ, БЕДНОСТЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ, 14-10 БАЛЛОВ ).
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОВТОРНЫЕ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ. ОТМЕЧАЮТСЯ ПРОПУСКИ ОТДЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ЦЕЛОГО ФРАГМЕНТА, НЕОДНОКРАТНЫЕ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ, ЕДИНИЧНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, 19-15 БАЛЛОВ ).
ПЕРЕСКАЗ РЕБЕНКА СОСТАВЛЕН С НЕКОТОРОЙ ПОМОЩЬЮ ( ПОБУЖДЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ). ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕДАЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА. ОТМЕЧАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА, ОТСУТСТВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ; ЕДИНИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫСОКИЙ, 24-20 БАЛЛОВ ).
ВЛАДЕЕТ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ. ПЕРЕСКАЗ СОСТАВЛЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО; ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕДАЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, СОБЛЮДАЮТСЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ. УПОТРЕБЛЯЮТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ В ОСНОВНОМ СОБЛЮДАЮТСЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА.