У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЗАТРАГИВАЕТ ВСЕ ГРУППЫ ЗВУКОВ, ВКЛЮЧАЯ ГЛАСНЫЕ. ОБСЛЕДУЮТСЯ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ: [A], [Э], [О], [Ы], [У], [И], [Я], [Е], [Ё], [Ю], [J]. НАДО ОТМЕТИТЬ, ХОРОШО ЛИ ДЕТИ ОТКРЫВАЮТ РОТ, ВЫРАЗИТЕЛЬНА ЛИ У НИХ АРТИКУЛЯЦИЯ КОГДА ОНИ ПРОИЗНОСЯТ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НАДО ПРОИЗВОДИТЬ В СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: ГУБНО-ГУБНЫЕ И ГУБНО-ЗУБНЫЕ, ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ, ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ, ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ ( СОНОРНЫЕ ), ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ ( СВИСТЯЩИЕ И ШИПЯЩИЕ ). ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРОВОДИТСЯ ПРИ ПОМОЩИ РИСУНКОВ, КАРТИНОК. ПРЕДМЕТЫ НА РИСУНКАХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДОБРАНЫ ТАК, ЧТО БЫ ИССЛЕДУЕМЫЕ ЗВУКИ БЫЛИ В ТРЕХ ПОЗИЦИЯХ - ЗВУК НАХОДИЛСЯ В НАЧАЛЕ, ЗАТЕМ В СЕРЕДИНЕ И В КОНЦЕ СЛОВА. ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ В ТРЕТЕЙ ПОЗИЦИИ НЕ ПРЕДЛАГАЮТСЯ, ТАК КАК ОНИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ОГЛУШАЮТСЯ. ВОТ ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК СЛОВ НА ЭТИ СЛОВА МОЖНО ПОДОБРАТЬ КАРТИНКИ:
[С] - СОМ, ГУСЫНЯ, АВТОБУС;
[С'] -СЕМЬЯ, БУСИНКИ, ГУСЬ;
[З] - ЗУБЫ, КОЗА;
[З'] -ЗИНА, МАГАЗИН;
[Ц]- ЦЫПОЧКА, ЯЙЦО, ПАЛЕЦ;
[Ш] - ШАПКА, МАШИНА, МЫШЬ;
[Ж] - ЖУК, ЛЫЖИ;
[Ч] - ЧАЙКА, КАЧЕЛИ, КЛЮЧ;
[Щ]- ЩЕПКИ, ЯЩИК, ПЛАЩ;
[Л] - ЛОПАТА, БЕЛКА, ДЯТЕЛ;
[Л'] - ЛИМОН, ПАЛЬТО, ЕЛЬ;
[Р] - РАКЕТА, КАРМАН, ТИМУР;
[Р'] - РЕКА, КОРЯГА, КОРЬ;
[К] - КОШКА, ОКНО, ЛЕТЧИК;
[Г] - ГОРОХ, ОГОРОД, ЮГ;
[Х] - ХЛЕБ, УХО, ДУХ.
В ТАБЛИЦЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВЫ ФИКСИРУЕТЕ ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ: ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА У РЕБЕНКА, ЗАМЕНА ЕГО ДРУГИМ ЗВУКОМ, ИСКАЖЕННОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ( УВУЛЯРНОЕ, БОКОВОЕ, ВЕЛЯРНОЕ, НОСОВОЕ, ГУБНОЕ, СМЯГЧЕННОЕ, МЕЖЗУБНОЕ). РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ:
- ФОРМУ НАРУШЕННОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ( ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ ): НОРМА, ОТСУТСТВУЕТ, ИСКАЖАЕТСЯ, ЗАМЕНЯЕТСЯ;
- ПОЛОЖЕНИЕ НАРУШЕННОГО ЗВУКА У РЕБЕНКА: В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА;
- НАЛИЧИЕ У РЕБЕНКА СИНКИНЕЗИЙ, ГИПЕРКИНЕЗОВ ЛИЦЕВЫХ, МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ И КРЫЛЬЕВ НОСА ВО ВРЕМЯ АРТИКУЛЯЦИИ;
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВАШЕГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ВСЕХ ВИДОВ ЗВУКОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ НАРУШЕННОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ( ДИФТОНГИ [Я], [Е], [Ё], [Ю], БАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ.) РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛ ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫЙ ИМ ЗВУК.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, МЕНЕЕ 20 БАЛЛОВ).
НАРУШЕНО БОЛЕЕ 5 ГРУПП ЗВУКОВ, ВКЛЮЧАЯ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПОМИМО ОТСУТСТВИЯ, ЗАМЕН И ИСКАЖЕНИЙ ЗВУКОВ ТАКЖЕ НАБЛЮДАЕТСЯ СИНКИНЕЗИИ, ГИПЕРКИНЕЗЫ ЛИЦЕВЫХ, МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ. БУДЕТ ОТМЕЧАТЬСЯ НЕДОСТАТОЧНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИЙ ВО ВРЕМЯ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ИМ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НАРУШЕННЫХ ИМ СОГЛАСНЫХ.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, 30-21 БАЛЛ ).
НАРУШЕНЫ 3-4 ГРУППЫ ЗВУКОВ, ВКЛЮЧАЯ И ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ТАКЖЕ ПОМИМО ОТСУТСТВИЯ, ЗАМЕНЕН И ИСКАЖЕНИЙ ЗВУКОВ БУДЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ СИНКИНЕЗИИ, МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ, ГИПЕРКИНЕЗЫ ЛИЦЕВЫХ. У РЕБЕНКА ОТМЕЧАЕТСЯ НЕДОСТАТОЧНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ АРТИКУЛЯЦИЙ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НАРУШЕННЫХ СОГЛАСНЫХ.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ, 35-31 БАЛЛ ).
НАРУШЕНИЕ 7-11 ЗВУКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К 2 ГРУППАМ ЗВУКОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОТСУТСТВОВАТЬ, ЗАМЕНЯТСЯ И ИСКАЖАТЬСЯ. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ОСТАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ АРТИКУЛИРУЕТ ПРАВИЛЬНО. ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ, ПОВТОРЕНИЙ СЛОВ НЕТ СИНКИНЕЗИЙ, ГИПЕРКИНЕЗОВ ЛИЦЕВЫХ, МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, 41- 36 БАЛЛОВ ).
НАРУШЕНО 1-6 ЗВУКОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К НЕ БОЛЕЕ ОДНОЙ ГРУППЕ ЗВУКОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОТСУТСТВОВАТЬ, ИСКАЖАТЬСЯ, ЗАМЕНЯТЬСЯ. РЕБЕНОК АРТИКУЛИРУЕТ ПРАВИЛЬНО ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ОСТАЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКОВ РЕБЕНКОМ, ПОВТОРЕНИЯ СЛОВ НЕТ СИНКЕНЕЗИЙ, МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ, ГИПЕРКИНЕЗОВ ЛИЦЕВЫХ.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫСОКИЙ, 42 БАЛЛА ).
РЕБЕНОК АРТИКУЛИРУЕТ ПРАВИЛЬНО ВСЕ ЗВУКИ. ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ, ПОВТОРЕНИЯ СЛОВ НЕТ СИНКИНЕЗИЙ, ГИПЕРКИНЕЗОВ ЛИЦЕВЫХ, МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ.