ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕСКАЗА. РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ << ПОСЛУШАТЬ, ЧТО ЧИТАЮТ, А ПОТОМ ПЕРЕСКАЗАТЬ >>.

РАССКАЗ << УМНАЯ ВОРОНА >> ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА 4 ЛЕТ:

<< ХОТЕЛА ВОРОНА ПИТЬ . В САДУ СТОЯЛ КУВШИН С ВОДОЙ, А В КУВШИНЕ ВОДА БЫЛА ТОЛЬКО НА ДНЕ. ВОРОНЕ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ДОСТАТЬ. ОНА СТАЛА КИДАТЬ КАМУШКИ В КУВШИН И НАБРОСАЛА, ЧТО СТАЛО МОЖНО ПИТЬ > >.

 РАССКАЗ << ЖУК И ГОЛУБКА >> ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА 5 ЛЕТ:

<< ЖУК ЗАХОТЕЛ НАПИТЬСЯ И СПУСТИЛСЯ К РУЧЬЮ. ВОЛНА ПОДХВАТИЛА ЕГО, И ОН НАЧАЛ ТОНУТЬ. ПРОЛЕТАВШАЯ МИМО ГОЛУБКА ЗАМЕТИЛА ЭТО И БРОСИЛА В РУЧЕЙ ВЕТКУ. ЖУК ВЗОБРАЛСЯ НА ЭТУ ВЕТКУ И СПАССЯ. НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ЖУК УВИДЕЛ, ЧТО ОХОТНИК ХОЧЕТ ПОЙМАТЬ В СЕТЬ ГОЛУБКУ. ОН ПОДПОЛЗ К НЕМУ И УКУСИЛ ОХОТНИКА В НОГУ. ОХОТНИК ВСКРИКНУЛ ОТ БОЛИ, ВЫРОНИЛ СЕТЬ. ГОЛУБКА ВСПОРХНУЛА И УЛЕТЕЛА >>.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.

МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУЖАТ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ. ПРИМЕР, << ДЕТСКИЙ САД >>, << ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ>>.

ПРОЦЕДУРА И ИНСТРУКЦИЯ. РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СЮЖЕТНАЯ КАРТИНКА И ДАЕТСЯ ИНСТРУКЦИЯ: РАССМОТРИ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО КАРТИНКУ И ПОТОМ РАССКАЖИ, ЧТО НАРИСОВАНО НА НЕЙ. СОСТАВЬ РАССКАЗ, КОТОРЫЙ БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ.... ( << ДЕТСКИЙ САД >>, << ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ>> ). ПРИ ВЫБОРЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ВСЕГДА СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ; И ИХ РЕЧЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ; ПОНЯТНОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ, ТОЧНОСТЬ СЮЖЕТА; КРАСОЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННЫХ КАРТИНОК ИЛИ КАРТИНОК.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.

МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУЖАТ СЕРИИ ИЗ 3-5 КАРТИНОК.

СЕРИЯ ИЗ 4 СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК << ВЕРНЫЙ ДРУГ >>:

1 - МАЛЬЧИК ЛОВИЛ РЫБУ С ЛОДКИ, А СОБАКА СИДЕЛА НА БЕРЕГУ.

2 - ЛОДКА ПОКАЧНУЛАСЬ.

3 - МАЛЬЧИК УПАЛ В ВОДУ И СТАЛ ТОНУТЬ. СОБАКА БРОСИЛАСЬ В ВОДУ.

4 - СОБАКА СХВАТИЛА МАЛЬЧИКА ЗА МАЙКУ И ВЫТАЩИЛА ЕГО НА БЕРЕГ.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ. ОЦЕНИВАЕТСЯ РАССКАЗ С УЧЕТОМ:

- СООТВЕТСТВИЯ ЕГО ИЗОБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ ( НАЛИЧИЕ ДОБАВЛЕНИЙ, ИСКАЖЕНИЙ ) - 1 БАЛЛ;

- ЦЕЛОСТНОСТИ ( НАЛИЧИЕ ВСЕХ СМЫСЛОВЫХ ЗВЕНЬЕВ ) - 1 БАЛЛ;

- ПРАВИЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - 1 БАЛЛ;

- ПЛАВНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ: ПЕРЕДАЕТ СОДЕРЖАНИЕ БЕЗ ОСТАНОВОК, ДЛИТЕЛЬНЫХ ПАУЗ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ( ПРИМЕР: << НУ КАК ТАМ ДАЛЬШЕ ? >> И Т.П. ) - 1 БАЛЛ;

- ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИЗЛАГАЕМОГО - 1 БАЛЛ;

- ПОЛНОТЫ ПЕРЕСКАЗА ( НАЛИЧИЕ ПРОПУСКОВ ) - 1 БАЛЛ;

- ХАРАКТЕР ЯЗЫКОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ ( ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ) - 1 БАЛЛ;

- СПОСОБА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ( С ПОМОЩЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ) - 1 БАЛЛ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ - 8 БАЛЛОВ;

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ - 8 БАЛЛОВ;

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ - 8 БАЛЛОВ.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ( НИЗКИЙ, МЕНЕЕ 3 БАЛЛОВ ).

НЕ ВЛАДЕЕТ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ, НЕ ВЫПОЛНЕНО ЗАДАНИЕ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ( НИЖЕ СРЕДНЕГО, 9-5 БАЛЛОВ ).

ПЕРЕСКАЗ СОСТАВЛЕН ПО НАВОДЯЩИМ ВОПРОСАМ. ЗНАЧИТЕЛЬНО НАРУШЕНА СВЯЗНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ. ОТМЕЧАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ ОШИБКИ, ПРОПУСКИ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ НАРУШАЕТСЯ. ОТМЕЧАЮТСЯ ОДНООБРАЗИЕ, БЕДНОСТЬ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ( СРЕДНИЙ, 14-10 БАЛЛОВ ).

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОВТОРНЫЕ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ. ОТМЕЧАЮТСЯ ПРОПУСКИ ОТДЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ЦЕЛОГО ФРАГМЕНТА, НЕОДНОКРАТНЫЕ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ, ЕДИНИЧНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫШЕ СРЕДНЕГО, 19-15 БАЛЛОВ ).

ПЕРЕСКАЗ РЕБЕНКА СОСТАВЛЕН С НЕКОТОРОЙ ПОМОЩЬЮ ( ПОБУЖДЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ). ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕДАЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА. ОТМЕЧАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ СВЯЗНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА, ОТСУТСТВИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ; ЕДИНИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ( ВЫСОКИЙ, 24-20 БАЛЛОВ ).

ВЛАДЕЕТ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ. ПЕРЕСКАЗ СОСТАВЛЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО; ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕДАЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, СОБЛЮДАЮТСЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ. УПОТРЕБЛЯЮТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ В ОСНОВНОМ СОБЛЮДАЮТСЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РОДНОГО ЯЗЫКА.

 
Статья прочитана 1537 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!